Как используются синонимы
- наблюдать за значением слов-синонимов; учить подбирать синонимы к словам
- синонимы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | В начале урока учитель может задать вопросы, направленные на повторение изученного материала. Например: как называются слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос? Являются ли слова смеяться, хихикать, хохотать, смех синонимами? Почему? Как можно исправить текст, в котором неоправданно повторяются одни и те же слова? |
3 | 3. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» готовит к восприятию новых сведений рубрики «Обрати внимание». Проводится устно. По усмотрению учителя слова могут быть записаны в тетрадь. |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» знакомит с использованием синонимов для толкования слов. Читается учителем или хорошо читающим учеником и иллюстрируется примерами из учебника. Вариант проведения. Учитель организует проблемную ситуацию: на доске заранее выписываются примеры к рубрике «Тайны языка», например воин и оборонять. Значение этих слов может быть неизвестно ученикам. Учитель предлагает подумать, как можно объяснить значения этих слов. Если ученики затрудняются с ответом, то им предлагается прочитать пары слов к рубрике «Обрати внимание», а затем придумать предложения с этими словами. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за синонимами и многозначными словами. Выполняется фронтально. Учитель на доске, а ученики в тетради могут записать: резкий ветер — порывистый; резкая боль — острая; резкий поворот — крутой; резкий свет — яркий. Если уровень подготовленности класса невысокий, отвечать на последующий вопрос необязательно. Если же такая работа организуется, следует обратить внимание учеников на то, что синонимы подбираются к разным значениям многозначного слова. Также большую роль играет и сочетаемость слов. Можно привести пример: «У слова резкий одно из значений — „чересчур сильный“: резкий свет, резкий запах, резкий звук, т. е. неприятный. Если для прилагательного резкий в сочетании резкий свет мы подобрали синоним яркий, то для сочетания резкий звук, видимо, подходит синоним громкий. Вряд ли мы можем сказать „громкий свет“ и „яркий звук“, имея в виду „очень сильный, неприятный“. Значит, употребление синонимов зависит и от того, с какими словами они сочетаются». |
6 | 6. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 2 в учебнике (работа в паре) — наблюдение за значением слов-синонимов (в классах с невысоким темпом работы может не проводиться) по образцу упр. 1. Ответы: 1) большой дом (огромный, громадный); 2) большой учёный (известный, выдающийся, великий); 3) ребёнок уже большой (взрослый). Обратите внимание. Сложность языкового материала в этом упражнении в том, что ученики как носители языка могут устанавливать связи между словами в определённом контексте, в результате чего возникает явление контекстуальной синонимии (в словаре такие синонимические ряды не даны, а в тексте, при определённых условиях, слова могут выступать как синонимы). Например, высокий дом может быть назван большим (по сравнению с низким домом). Кто-то из учеников может выбрать слова умный, смирный, аккуратный ребёнок. Следует подробно анализировать подобные примеры, показывая ученикам, что слова являются синонимами только в приведённых ими примерах, а такие сочетания, как «ребёнок уже умный, уже смирный, уже аккуратный», вообще следует классифицировать как ошибочные. |
7 | 7. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) выполняется фронтально (если не позволяет время, упражнение может не проводиться). В тетради ученики должны записать синонимы: мрак — тьма, потёмки, темнота. |
8 | 8. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 4 в учебнике (по выбору) аналогично упр. 2. Рекомендуется для проведения в классах с высоким темпом работы (фронтально) или для самостоятельной работы хорошо подготовленных учеников (с последующей проверкой всем классом); если позволяет уровень подготовленности класса, то упражнение можно задать на дом. Ответы: 1) крепкая ткань — прочная; 2) крепкий человек — здоровый; 3) крепкий мороз — большой, сильный, сердитый; 4) крепкая дружба — верная, сильная, надёжная. Дополнительное задание. Подобрать к слову друг два однокоренных слова и два синонима. Однокоренные слова: подруга, дружба, дружеский, дружить (если любое из этих слов названо учениками, то при записывании стоит обратить внимание на чередование в корне). Синонимы к слову друг: товарищ, приятель. |
9 | 9. Словарная работа | Записать слово герой, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, предложения записать в рабочие тетради. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем на доске соединения (по результатам проверки тетрадей). |
11 | 11. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |