Как дети кукле Тане помогали (коммуникативно-речевой практикум для детей средней группы)
Цель: совершенствование произносительной стороны речи детей.
Задачи:
- формирование установки на сохранение и укрепление собственного здоровья.
- тренировка речевого дыхания;
- развитие артикуляционного аппарата;
- закрепление умения пользоваться средствами выразительности речи (голосом и эмоциями);
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у детей чувства дружбы, товарищества; воспитание внимательного и чуткого отношения друг к другу.
Оборудование: кукла Таня, кукольная кроватка; панно «Весенний лес», аудиозапись звуков весеннего леса; игрушки Ёж и Медведь; магнитная доска; 4 картонных цветка.
Ход мероприятия
Дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Таня и научить новой игре. Но почему-то её ещё нет, хотя она никогда не опаздывает. (Стук в дверь, помощник воспитателя передаёт письмо). Письмо от Тани… Что же случилось?
«Дорогие ребята! Я сегодня не смогу к вам прийти. У меня болит горло, охрип голос, мне трудно говорить. Не могу понять, что произошло, потому что вчера была в гостях, и всё было хорошо. Мы устраивали конкурсы «Кто громче крикнет» и «Кто больше съест мороженого». Я даже победила. А сегодня мне почему-то очень плохо. Извините, что подвела. Ваша Таня».
Дети, а вы догадались, почему Таня заболела?
Дети высказывают предположения: нельзя громко кричать, а то потеряешь голос, он будет хриплый и скрипучий. Нельзя много есть мороженого, потому что может заболеть горло.
Логопед: Правильно, голос надо беречь, заботиться о нём. Выполнять дыхательные упражнения, тренировать голос. Тогда он будет звучным и красивым!
Упражнение «Кукла заболела»
Наша кукла заболела. У неё болят голова, горлышко, ей тяжело дышать. Она не может говорить громко. Давайте покажем, как она стонет, ведь ей очень плохо: «Мммм…мм…мммм». Звук лёгкий, появляется на кончиках сомкнутых губ. Надо обязательно следить за дыханием: мы будто сдуваем этот лёгкий звук с кончиков губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыханием, – это ведь стон, а не оханье.
Логопед: Очень жаль Таню. Надо ей помочь поскорее выздороветь. Что мы можем сделать?
Дети предлагают: вызвать доктора, замотать горло шарфом, выпить чаю с малиновым вареньем или мёдом.
Логопед: Давайте отправимся в лес и попросим у медведя малинового варенья и меда для нашей Тани.
Мы сейчас в поход выходим, |
Ходьба гимнастическим шагом. Ходьба, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
Лёгкий бег. |
Дети идут по залу, логопед выдвигает панно «Весенний лес».
Логопед: Как хорошо весной в лесу!
Фонопедическое упражнение «Весенняя песенка»
Снег теперь уже не тот. На озёрах треснул лёд, Облака бегут быстрей, С. Маршак |
Произносить на связках скрипучий звук А, делая мягкие взмахи кистями рук. Произносят «Ба – бах!»: первый слог в нижнем регистре, второй – в верхнем, резко поднимая руки на второй слог. Пропевают звук А, глиссандируя в верхнем регистре. Произносят звукосочетание «чик-чирик» в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. |
Логопед: Послушайте, как лес разговаривает. (Аудиозапись звуков леса: пение птиц, шум ручья).
Что вы услышали? (Дети отвечают). Давайте попробуем это озвучить.
Упражнение «Ручеек журчит»
И.п.: о.с. 1 – волнообразные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Ручеек звенит»
И.п.: о.с. 1 – волнообразные движения сложенными ладонями, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Дзынь – дзынь – дзынь!»; 3 – волнообразные движения сложенными ладонями, вдох носом; 4 – на выдохе произносить: «Жур – жур – жур!». Повторить 3-4 раза.
Логопед: Уже появились первые цветы!
Упражнение «Цветы»
На магнитной доске прикреплены вырезанные из картона 4 цветка (подснежники), отличающиеся размером. Детям предлагается посчитать цветы от маленького к большому, постепенно усиливая звучание голоса: начать тихо, закончить громко. Потом посчитать в обратной последовательности: от большого к маленькому, изменяя силу голоса.
Логопед: Что-то не видно берлоги медведя. Надо у кого-нибудь спросить дорогу.
Упражнение «Перекличка в лесу»
Давайте окликнем друзей, находящихся неподалёку: «Аа – ааа-аууу!» Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдалённое эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки А, У возникали не в полости рта, а на самом кончике собранных губ.
Никто не отозвался.… Давайте позовём чуть активнее: «Эээ– эээ-эээй!» (Не позволяем гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускаем придыхания, горлового призвука).
Логопед: Смотрите, около дерева сидит ёжик! Он недавно проснулся после зимы, у него сердитый вид.
Упражнение «Сердитый ёжик»
И. п. – стоя. Сложить руки перед грудью, обнять себя за плечи, опустить голову и прижать к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном выдохе, наклоняться как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ёжик разворачивается и бежит дальше.
Ежа руками не возьмёшь –
В клубок свернулся хитрый ёж.
Колючий очень ёж на вид.
На нас рассерженно фырчит:
«П-ф-ф, п-ф-ф, п-ф-ф,
Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».
Логопед: Ежик, помоги нам найти дорогу к медвежьей берлоге! Наша подруга заболела, мы хотим попросить немного лечебного меда для неё.
Ёжик (логопед) показывает дорогу.
Около ёлки – медведь.
Мимические упражнения «Медведь в берлоге»
Пригрело солнышко. Снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился. А потом обрадовался, поняв, что пришла весна (дети показывают).
Логопед: Здравствуй, медведь! Мы пришли к тебе с просьбой.
(Дети рассказывают о том, что надо помочь больной кукле, и они хотели бы попросить у медведя мёда и малинового варенья).
Медведь (логопед): Конечно, я вам помогу! Только и вы мне не откажите, поиграйте со мной: за зиму я бока отлежал, хочется размяться.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Ребёнок с игрушкой (медведем) в руках садится на стульчик около «берлоги». Остальные играющие стоят на противоположном конце зала за чертой («в домике»). По сигналу дети идут «гулять», делают соответствующие тексту движения и приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь сидит
И на нас рычит.
Когда ирающие произносят слово «рычит», «медведь» с рычанием встаёт, а дети бегут «домой». «Медведь» старается их поймать (коснуться). Пойманного «медведь» отводит к себе в «берлогу». Игра возобновляется.
Медведь (логопед): Ну, спасибо, удружили! Поиграли мы на славу. Берите для своей подруги мёд и варенье. Пусть выздоравливает! (Даёт детям баночки с мёдом и малиновым вареньем).
Дети: Спасибо!
Под весёлую музыку дети «змейкой» проходят по залу и «возвращаются» в детский сад. Отодвигается панно «Весенний лес».
Дети подходят к кукольной кроватке, ставят банки с мёдом и вареньем на столик. Желают кукле поскорее выздороветь.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы настоящие друзья!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.