Измеряем отрезки
Формирование умения измерять отрезки с помощью линейки.
Формировать умение измерять отрезок с помощью линейки.
Формировать умение чертить отрезки по линейке.
Формировать умение определять длину отрезка.
Закреплять умение сравнивать числа с помощью числового ряда и записывать результат сравнения с помощью неравенства.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Определение длины отрезка по рисунку.
Практическая деятельность по измерению отрезков с помощью линейки.
Проведение отрезков указанной длины, используя линейку.
Расположение длин отрезков в порядке увеличения.
Сравнение длин отрезков и запись результата в виде неравенства.
Заполнение пропусков в неравенствах.
Отрезок, длина отрезка, измерение длины отрезка, линейка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащиеся рассматривают инструменты для измерения длины (линейка, сантиметровая лента, рулетка) и соединяют изображение инструмента и его название. Учитель предлагает ученикам назвать предметы, которые можно измерить каждым из этих инструментов. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Задание способствует актуализации знаний о сравнении длин отрезков, используя слова «длиннее» и «короче». Учитель обращает внимание детей на способ сравнения длин с помощью полоски бумаги. Он не даёт числового результата, но это и не нужно при определении отрезка, который длиннее или короче. Учащиеся определяют длину каждого отрезка в клетках и отмечают самый длинный отрезок. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Знакомство с единицей измерения длины — сантиметром и его сокращённой записью (см). Учитель объясняет, что линейку можно использовать не только для проведения отрезков, но и для измерения их длины. Задание способствует формированию умения измерять длину отрезка с помощью линейки. Учащиеся отмечают рисунок, на котором измерение выполняется правильно и объясняют, в чём ошибка измерения на остальных рисунках. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Практическая деятельность учащихся по измерению длины отрезка. Сначала они определяют длину отрезка по рисунку, затем измеряют предложенные отрезки с помощью линейки и знакомятся с записью неравенства, выражающего результат сравнения длин двух отрезков. Учитель может предложить детям при измерении длины действовать по алгоритму: 1) прикладываю линейку к отрезку; 2) совмещаю ноль на линейке с началом отрезка; 3) определяю число, соответствующее концу отрезка; 4) записываю результат измерения. Задание направлено на формирование умения определять длину отрезка по линейке. Ученики определяют длину отрезка на рисунке и записывают результат измерения. |
5 | 5. Первичное закрепление | Ученики читают значения длины и располагают их в порядке увеличения. Работа с заданием № 4 учебника. Работа в паре. Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради и проверяют работу друг друга. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Измерение сторон квадрата и прямоугольника, формулировка вывода. Задание проводится в виде исследования, состоящего из нескольких этапов: измерение, наблюдение, вывод, проверка. Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу, что стороны квадрата равны, а у прямоугольника равны противоположные стороны. Задание направлено на закрепление умения сравнивать числа с помощью числового ряда и формирование умения сравнить результаты измерения длины. Учащиеся сравнивают значения длин и вставляют знак «больше», «меньше» или «равно». |
7 | 7. Итог урока | Задание способствует закреплению умения определять длину отрезка по линейке и составлять неравенство с опорой на изображение. Ученики определяют длину каждого из отрезков и заполняют пропуски в неравенствах, записывая результаты измерения. |