Изменилось ли число?
Формировать умение выполнять сложение и вычитание чисел с числом 0 в пределах 20.
Формировать умение складывать и вычитать числа с числом 0 в пределах 20.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, используя изученные приёмы вычислений.
Закреплять умение использовать правило перестановки чисел при сложении.
Закреплять понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Закреплять умение осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять умение читать данные таблицы.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, мышление, математическую речь учащихся.
Сложение и вычитание с числом 0
запись равенства, обозначающего количество предметов на рисунке
определение количества предметов на рисунке
установление соответствия между количеством предметов на рисунке и числом
сложение и вычитание в пределах 20
восстановление чисел в равенствах
решение задач на нахождение суммы и остатка
работа с таблицей.
Сложение и вычитание с числом 0, вычисления в пределах 10, решение задач.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. На рисунках изображены тарелки с яблоками и грушами. Учащиеся записывают под рисунками числа, обозначающие количество груш и количество яблок на тарелке. На последней тарелке нет груш, поэтому ученики записывают число 0. Дополнительно можно определить, сколько всего фруктов на каждой тарелке. Вопрос. Какие фрукты изображены на первой тарелке? Ответ. Яблоки и груши. Вопрос. Сколько яблок? Ответ. Три яблока. Вопрос. Сколько груш? Ответ. Пять груш. Вопрос. Сколько всего фруктов? Ответ. Восемь (3 + 5 = 8). |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся впервые сталкиваются с ситуацией, когда в результате действий количество предметов не меняется. С опорой на рисунки дети определяют, что количество яблок в корзинах осталось прежним. Вопрос. Почему количество яблок осталось прежним? Ответ. Вынули столько же яблок, сколько положили. Работа с интерактивным заданием. Сложение и вычитание чисел, используя изученные приёмы вычислений. Прибавление и вычитание нуля. Учащиеся выполняют вычисления и записывают результаты. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Работу над задачей можно организовать по-разному: нарисовать схему, зачеркнуть кружки и составить равенство (10 – 6 – 4 = 0); решить задачу по вопросам. Вопрос. Сколько значков подарил Миша своим друзьям? Ответ. 6 + 4 = 10. Вопрос. Сколько значков у него осталось? Ответ. Ни одного: 10 – 10 = 0. Учащиеся формулируют вывод с помощью учителя: при вычитании одинаковых чисел в ответе получается 0. Работа с интерактивным заданием. Пропедевтика решения составных задач. Учащиеся решают задачу и отмечают верный вариант ответа. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Работа с таблицей направлена на установление свойств числа 0 при сложении и вычитании. В качестве наглядной опоры можно использовать рисунки к заданию 1, подробно проговаривая все действия и записывая равенства: «В корзине было 0 яблок, значит, она была пустая. Положили 12 яблок. Сколько теперь яблок в корзине? Съели 2 яблока. Сколько яблок стало?» (0 + 12 = 12, 12 – 2 = 10) После выполнения задания учащиеся формулируют с помощью учителя следующие выводы: при сложении с нулём число не меняется; при вычитании нуля число не меняется. Работа с интерактивным заданием. Тренировка в составлении задач с опорой на данные таблицы, закрепление свойств числа 0 при сложении и вычитании. Учащиеся составляют задачи, используя данные таблицы, выполняют вычисления, отвечают на вопрос: «Сколько шариков осталось?» и записывают числа в нижней строке таблицы. Можно предложить ученикам ответить на дополнительные вопросы, используя данные таблицы: «Каких шариков было больше всего? (Красных.) Каких — меньше всего? (Синих.) Сколько было красных и зелёных шариков; красных и синих; красных и жёлтых? Каких шариков продали больше всего? (Продали больше всего жёлтых шариков.) Шариков какого цвета не купили ни одного? (Синего.) Каких шариков у продавца не осталось? (Жёлтых.)» |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Вычислительный тренинг: сложение и вычитание с числом 0, прибавление однозначного числа к 10, вычитание десятка из двузначного числа, вычитание единиц из двузначного числа. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять сложение с числом 0 и вычитание нуля из числа. Учащиеся выполняют вычисления и отмечают неверные равенства. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Вычисления с числом 0, прибавление и вычитание числа 1. Заполнение пропусков в равенствах. Учащиеся выполняют вычисления и записывают пропущенные числа. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют вычисления и отмечают записи действий с ответом 0. |