"История одной фотографии. Трагедия Донского казачества в 20-30-е годы ХХ века"."
Обоснование темы и методики мероприятия
На рубеже XX-XXI веков Россия оказалась перед выбором пути дальнейшего развития, что актуализировало широкий спектр проблем отечественной истории. Открывшийся исследователям доступ к ранее засекреченной информации создал условия для более объективного изучения событий новейшей истории страны.
В исторической науке начали активно разрабатываться ранее закрытые темы, в том числе история казачества в советское время. Центральной проблемой сразу же стало расказачивание во Всевеликом Войске Донском. Тема расказачивания дискуссионна тем, что до сих пор остается неясным, что подразумевать под понятием «расказачивание». Именно этим объясняется повышенный интерес и учителя, и учащихся к изучению данной темы.
Проблема расказачивания ценна еще и тем, что она поднимает вопросы истории родного края Волгоградской области, на территории которого происходили трагические события 20-х годов XX века. Для старшеклассников, участвовавших в мероприятии, эта тема особенна, так как она связана с историей их семей, их станиц, из которых они приехали на учебу в лицей-интернат (Государственное казенное образовательное учреждение для детей из Волгоградской области).
Тема внеклассного мероприятия «История одной фотографии. Трагедия Донского казачества в 20-30– е годы XX века» была выбрана не случайно, так как учащиеся, работая над созданием рукописной книги «Моя родословная», собирая фотографии и истории жизни своих предков, односельчан, заинтересовались одной фотографией и письмом казачки – прапрабабушки одной из учениц, Куликовой Н.
Фотография и письмо заинтересовали ребят своей стариной и удивительной историей. Так родилась идея от фотографии и письма перейти к исследованию проблемы расказачивания в родном крае, так как многие ребята – из семей потомственных казаков Хоперского Верхнедонского округа.
Сложность исследования заключалась в том, что, обращаясь в местные музеи Клетского, Иловлинского, Серафимовического, Чернышковского районов, ребята столкнулись с отсутствием архивных документов, писем, материалов, так как практически все было уничтожено в годы репрессий и Сталинградской битвы. В основном им пришлось работать в местных библиотеках, по крупицам собирая информацию; проводить анкетирование и опрос не только односельчан, но и своих сверстников в лицее.
Перед проведением мероприятия была проделана большая подготовительная работа: сбор информации, анализ и обработка ее, составление диаграмм, создание мультимедийной презентации по теме, которая выполняла наглядно-иллюстративную роль на уроке. В период подготовки к уроку перед ребятами стала задача: обсудить дискуссионно тему «расказачивание» или попытаться исследовать ее. Работая в библиотеках со многими монографиями российских историков, учащиеся столкнулись с проблемой отсутствия единой концепции по данной теме, поэтому для них стало важным, не только обсуждение, но и исследование проблемы расказачивания в XX веке. Необходимо было определить, что это был за процесс: продолжение раскулачивания и раскрестьянивания? или он пошел еще дальше, а значит, надо установить отличительные черты процесса расказачивания. Для решения этой проблемы старшеклассники изучали документы политики большевиков, материалы по культуре и быту Донского казачества.
Мероприятие соединило в себе краеведческий материал, историю России в 20-е годы XX века, историю целого сословия Хоперского округа и историю одной семьи в тот период – в этом своеобразие урока и его ценность. Основной замысел дискуссии– это исследование, которое сводилось к тому, чтобы выявить все формы и методы расказачивания и определить, что это было? В ходе мероприятия учащиеся должны были прочувствовать весь ужас бесчеловечной жестокой политики большевиков по отношению к казакам Дона Хоперского округа, пережить всю трагедию данного этноса и сделать выводы о том, что об этом надо говорить, чтобы избежать повторения той страшной трагедии.
В процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия учащиеся почувствовали и приобрели ту важную нить соединения их с прошлым и историей их предков, традициями их семей, поэтому внеклассное мероприятие получилось с ярко выраженной воспитательной направленностью.
Исследование одной проблемы не остановило ребят, мероприятие мотивировало обучающихся на продолжение исследования данной темы с разных сторон: расказачивание в 30-е годы XX века, возрождение казачества как сословия сегодня и т.д.
Данное мероприятие может быть проведено в рамках программы по истории России XX века в 11 классе по разделу «Россия в 20-30-е годы XX века», в курсе краеведения, в 10 классе по программе факультатива, краеведческого кружка или элективного курса в целях углубленного изучения истории.
Данное исследование мотивирует учащихся к целеполаганию, постановке проблемы, поиску информации, ее обработке, нахождению путей решения поставленной проблемы и выявлению результатов, итогов работы. Исследование способствует развитию у обучающихся познавательных и коммуникативных учебных действий, выработке личностной, гражданской позиции по данной проблеме.
После проведения исследования не была поставлена точка, сейчас в лицейском музее готовится к выпуску стенд «Из семейного архива», где будут представлены собранные учащимися фотографии, письма, личные вещи казаков – прадедов и дедов, переживших репрессии в 20-30-е годы XX века.
Форма мероприятия – исследование с элементами мультимедийной презентации и проектной деятельности.
Цели внеклассного мероприятия:
- развивать учебные действия в систематизации и анализе исторического материала; раскрытии проблемы и поисков ее решения;
- совершенствовать навыки работы с источниками, историческими документами;
- способствовать дальнейшему развитию навыков самоанализа, самооценки и самостоятельности в исследовательской деятельности.
Оформление: фотографии казаков и их семей, эпиграф к уроку: «История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества» М.Н. Карамзин, презентация к уроку.
Оборудование: аудиомагнитофон, персональный компьютер, медиапроектор.
Ход проведения мероприятия
(На фоне музыки И.-С.Баха «Концерт для фортепиано фа-минор» звучат слова учителя:)
В запыленной пачке старых писем
Мне случайно встретилось одно,
Где строка, похожая на бисер,
Разлилась в лиловое пятно.
Сколько лет письмо лежало,
Неизвестно никому,
Но оно мне рассказало про историю одну...
Не задумывались ли вы над тем, почему иногда нас тянет перелистывать альбом со старыми фотографиями, перечитывать книги с памятными надписями, подаренные нам когда-то, просматривать письма, пришедшие к нам издалека? Наступает момент в жизни, когда ты начинаешь понимать, что все то малое, на первый взгляд, что тебя окружает, становится значимым и большим в твоей жизни.
Фотографии, письма, старые книги несут в себе судьбы, характеры, душу человека, отдельные эпизоды из жизни дорогих нам людей. Это, наверное, и есть та необходимая память прошлого, то духовное наследие и богатство, без чего невозможна достойная жизнь сегодня.
Героиней нашего исследования стала ученица Куликова Наташа, которая расскажет о том, что с ней произошло, когда она взяла в руки старый альбом с фотографиями.
Ученик: Однажды, перебирая книги в семейной библиотеке, я нашла фотоальбом, поразивший меня пожелтевшей от времени обложкой. Оказалось, это альбом моих бабушки и дедушки. Там было много фотографий, но особенно меня удивили две. Это были очень старые, ветхие фото; на обратной стороне непонятные записи; много раз они переклеены на картонную бумагу. Я расспросила о них дедушку. Оказалось, на фото изображен мой прапрадед – Савелий Афанасьевич Куликов, который был казаком. Меня это очень заинтересовало. Я стала искать дополнительную информацию о казаках: их быте, нравах, культуре, обычаях – ходила в наш местный казачий музей. И я узнала, что в жизни казаков произошел страшный процесс – процесс расказачивания. Мне хотелось понять суть этого процесса, его цели, причины, последствия.
О произошедшем я поделилась с моими одноклассниками. Мы стали вместе исследовать эту проблему.
Ученица зачитывает письмо: Письмо к Савелию Афанасьевичу от Марии Кондратьевны.
Вы, Савелий Афанасьевич, одна обрада мне остались. Зазря красные распотякивают, будто не вернетесь вы, все это брехня.
Басурмане, охламоны проклятые цапают все из дому, расстреливают донцов кружом, спасу нет. Детва сбегла к батяне, а то и они были мертвы. Пишу тебе чрез Перфилия, кугаря здешнего.
Одна осталась я, совсем одна. Болезный вы мой, кохаю вас нежно. Молюся кабы вам каюк не пришел, абы домой живы вернулись.
Маруся.
Ученик представляет проблему, сформулированную в процессе полготовки к исследованию: До сих пор остается неясным, что подразумевать под расказачиванием: террор, развязанный большевиками против казаков, политику советской власти в отношении казачьего сословия в 20-30-х годах XX века или процесс трансформации бывшего военно-служилого сословия в структуру капиталистического или социалистического общества.
Нами был создан мультимедийный проект-презентация, который будет отражать структуру нашего исследования:
1.Введение
1.1. Цели и задачи исследования
1.2.Актуальность исследования
1.3. Историография вопроса
1.4. Результаты социологического опроса
2.Казачество как военно-служилое сословие в 20-е годы XX века
2.1.Своеобразие культуры и быта казаков
2.2. Традиции и обычаи казаков
3.Политика большевиков в отношении казачества
3.1. Директива о расказачивании «Циркулярное письмо ЦК РКП (б) о расказачивании» от 24 января 1919 года
3.2. Формы и методы расказачивания
3.3. Последствия расказачивания
4.Возрождение казачества в наши дни
1. Введение Ученик формулирует цели исследования:
- выяснение сущности расказачивания на Хопре в 20-х годах;
- установление целей, методов, последствий большевистской политики по отношению к казакам;
- исследование причин и обстоятельств изменения направления процесса расказачивания по пути социальных преобразований в период Гражданской войны;
- установление общих и различных сторон процессов расказачивания, раскулачивания и раскрестьянивания;
- анализ итогов и последствий политики большевиков в отношении Донского казачества.
Ученик рассматривает актуальность данного исследования: В связи с открывшимся исследователям доступом к ранее засекреченной информации, возник большой интерес к проблеме расказачивания. Необходимо было выяснить, что именно происходило на Дону в 20-х годах XX века. Главным объектом изучения стал процесс расказачивания во Всевеликом Войске Донском. Начали изучать документы, которых было не так уж много, большевики на эту тему не распространялись. Первые жаркие споры возникли после того, как М. Шолохов напечатал «Тихий Дон». Политический деятель К. Радек обвинил его в «политической неграмотности и незнании
русского мужика». В произведении М. Шолохов показал террор Советской власти, и это, конечно же, не приветствовалось. Страшные события на Дону тщательно скрывались. Но стоило правде о событиях выйти наружу, как извечный вопрос «Кто виноват?» порождал новые домыслы и мифы.
Вот почему сегодня необходимо разобраться в истинных причинах этой драмы, извлечь из нее исторические уроки. Для нас изучение этой темы – святой долг. Мы должны знать свое прошлое. Несмотря на многолетние споры историков, исследователей, эта тема остается открытой, и мы ее рассматриваем с нескольких позиций: либо политика большевиков, либо трансформация класса, либо террор по отношению к казачеству в 20-е годы. Все это делает тему нашего исследования актуальной. Необходимо восстановить историческую справедливость в отношении Донского казачества.
Ученик раскрывает историографию вопроса: Историки, занимающиеся проблемой расказачивания, спорят о том, что это был за процесс?
- Е. Лосев, А. В. Венков, В. Л. Генис в работе «Расказачивание в советской России» считают, что расказачивание являлось особой политикой большевиков, которая была направлена на ликвидацию казачества как этноса.
- А. И. Козлов, В. Л. Генис, С. А. Кислицын отмечают, что политика террора по отношению к казачеству была присуща всему большевистскому режиму.
- А.В.Венков, Е.Лосев полагают, что ответственность за красный террор против казаков несут отдельные деятели большевистской партии.
- П.Г.Чернопицкий в свой работе «О судьбах казачества в советское время» выступает против понимания расказачивания как особой антиказачьей политики большевиков, обращая внимание на классовый, а не этнический подход большевиков к казачеству.
Историки считают, что стратегической линией большевиков являлось привлечение среднего и бедного казачества на сторону советской власти, а методы ее осуществления изменялись в зависимости от исторической реальности. Анализ историографии свидетельствует, что до настоящего времени нет четкого определения термина «расказачивание».
Ученик рассказывает о результатах социологического опроса, проведенного среди учащихся лицея: Нами были опрошены более 100 человек. Каждому предлагалось ответить на два вопроса: 1. Кто такие Донские казаки? 2. Что Вы знаете о процессе расказачивания? Анализ ответов показал, что многие учащиеся не имеют четкого представления о казаках как об этносе, а тем более о процессе расказачивания, поэтому необходимо актуализировать эту тему, сделать ее доступной и популярной среди молодых людей и вместе попытаться возродить утраченное.
Прежде чем перейти к вопросу о политике большевиков по отношению к казачеству, необходимо разобраться, что собой представляло казачество как сословие и почему именно против них была направлена «репрессивная машина» советской власти.
2. Казачество как военно-служилое сословие в 20-е годы XX века
Ученик рассказывает, что представляют из себя казаки.
Казаки – военный щит государства. Войско, которое не требовало расходов на свое содержание и в то же время всегда готовое вступить на защиту Отечества. Ударил колокол – и оставлена соха в поле, курень, семья. Казак уже в седле, в боевом строю. Ради этого дня были наготове и конь, и оружие. И так из года в год, из поколения в поколение. Основу вознаграждения составлял земельный пай, пожизненно выделявшийся казаку по достижении им 17-летнего возраста. Размер пая зависел от места казака на социальной лестнице. У генералов он измерялся порой тысячами, у офицеров – сотнями десятин. Пай рядового казака колебался до 20 десятин. При сложении двух-трех таких паев хозяйство большой казачьей семьи выглядело зажиточным или даже богатым на фоне окружающих крестьянских земельных участков.
Ребята смотрят отрывки из художественного фильма С. Герасимова «Тихий Дон»: пахота и свадьба главного героя.
Идет обсуждение показанных отрывков о своеобразии традиций, быта, обычаев казаков.
Свадебный обряд. Свадебный обряд, как никакой другой, несет на себе элементы народной драмы. Все ее участники одновременно являлись и действующими лицами, и зрителями. Среди многих казачьих обрядов нет более красочного и волнующего, чем свадебный. У казаков существуют два понятия свадебного обряда: «справлять свадьбу» и «играть свадьбу». Первое отражает хозяйственные заботы, связанные с этим событием, второе – сущность обряда. Свадебная игра впитала все лучшее, полезное, отбрасывая ненужное, поэтому-то в ней все так поэтично, так совершенно по форме и содержанию. Вместе с хороводами, уличными комическими представлениями свадебная игра является составной частью казачьего театра, животворным источником народной драматургии.
Страда для казаков была всенародным праздником, когда демонстрировались молодецкая удаль, любовь к земле, умение работать на ней, отношение к товариществу и дружбе, несмотря на стремление к индивидуальности.
Рассматривается фотография: мальчик 4-х лет на коне. Это говорит о том, что детей с детства приучали к верховой езде.
Ученик зачитывает казачьи заповеди:
- Честь и доброе имя для казака – дороже жизни.
- Казаки все равны в правах, помни: «нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи».
- По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем.
- Служи верно своему народу, а не вождям.
- Держи слово, слово казака дорого.
- Чти старших, уважай старость.
- Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
- Погибай, а товарища выручай.
- Будь трудолюбив, не бездействуй.
- Береги семью свою, служи ей примером. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все.
Особенностью казачества было его своеобразие в статусе – стремление к самоуправлению чрез казачий круг и сход.
Учащиеся приходят к выводу, что Донское казачество было не только военно-служилым сословием, но и имело своеобразие культуры, быта, традиций и обычаев, которые не вписывались в рамки политики большевиков.
3. Политика большевиков в отношении казачества
Ученик зачитывает циркулярное письмо большевиков о расказачивании:
- Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
- Конфисковать хлеб и заставлять ссылать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
- Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
- Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
- Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
- Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
- Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
- Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.
Центральный Комитет РКП.
На основании этого установочного документа местные власти разработали целую систему практических мер по уничтожению казачества, закрепив их в форме специальной "Инструкции Реввоенсовета Южфронта к проведению директивы ЦК РКП(б) о борьбе с контрреволюцией на Дону" от 7 февраля 1919 года.
Эти документы, оказавшиеся вскоре в руках восставших верхнедонцев, обрушили на людей такое море бед и крови, а с другой стороны, вызвали такой гнев и глубочайшую обиду казачества на советскую власть, что уже через месяц – в марте 1919 года – Верхний Дон заполыхал пожаром казачьего восстания. Первыми восстали казаки именно тех станиц Вешенского округа, которые в январе по доброй воле открыли Красной Армии дорогу на Дон. Так проявлял себя "военный коммунизм" Троцкого на Руси.
Идет просмотр и обсуждение отрывка из к/ф «Тихий Дон» – сцена расстрела отряда Петра Мелехова.
Учащиеся рассматривают формы и методы расказачивания, используя мультимедийный проектор.
Расказачивание приняло несколько форм:
- Хозяйственные
- Административные
- Террористические
- Психологические.
По каждой форме обучающиеся приводят конкретные факты из истории станиц Хоперского округа.
Процесс расказачивания растянулся с 1921 по 1923 гг., протекал медленно и болезненно в Хоперском крае с рецидивами применения репрессий – взятием заложников, расстрелами на месте и т.д. Вплоть до мая 1921 года в округе по-прежнему продолжались сборы продразверстки, до 1923 года сохранялся весь чрезвычайный аппарат продорганов и система боевых приказов.
О том, что расказачивание носило характер репрессивного воздействия, свидетельствуют следующие факты политики большевиков.
- Посадили на кол четырехлетнего мальчика за то, что тот на всю улицу закричал: «Краснопузые идут!»
- Богуславский в пьяном виде устроил массовые расстрелы. 50 трупов нашли в его дворе, еще 150 трупов нашли в разных местах вне станицы.
- Трибунал разбирал в день по 50 дел... Смертные приговоры сыпались пачками без суда и следствия.
- Убили 17-летнюю девушку по доносу из ревности одной из жен.
- Расстреливались по подозрению в шпионстве и спекуляции.
- Расстрелы проводились часто днем, на глазах у всей станицы, детей, женщин, стариков.
- Казачество – опора трона царя. Уничтожить казачество в целом, снять лампасы, запретить именоваться казаком, расказачить, выселить в массовом порядке в другие области – вот наш лозунг!
- Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственной не имеет права здесь на какое-то великодушие. Дон необходимо обезлошадить, обезоружить, обезнагатить.
- Мы говорили и говорим: очистительное революционное пламя должно пройти по всему Дону и на всех навести страх и почти религиозный ужас... Пусть последние их остатки, словно евангелиевские свиньи, будут сброшены в Черное море.
16 февраля приказом по Южному фронту объявлялось об отмене войсковой собственности на землю, о преобразовании помещичьих хозяйств в советские, создании сельскохозяйственных коммун и артелей, отменялись все старые деньги, а хранящие их подлежали суду как враги советской власти. Приказы, инструкции, письма, указанья сыпались на головы казаков как из рога изобилия. Весь смысл их сводился к одному: жестче, круче, беспощаднее, бескомпромисснее.
Между учащимися возник спор: одни считали, что террористическая политика большевиков по отношению к казачеству была оправдана, другие доказывали, что можно было приобщить казаков к коллективизации другими методами.
Об этом свидетельствуют факты, обнаруженные в секретном докладе Сталинградского губернского комитета РКП (б) о методах работы в казачьих округах в 1924-1925 годах, в котором прямо говорится, что «при осуществлении новой казачьей политики ни в коем случае нельзя поднимать вопрос о расказачивании, дабы не вызвать противодействия масс, ...бороться с явным возрождением отрицательных черт прежнего быта казачества (атаманством, презрительно-враждебным отношением к «иногородним», возрождением старых привилегий и т.д.), ...усилить пионерское движение, разлагающее старую казачью семью». Таким образом, политика расказачивания в этот период носила латентный этнический характер.
К 1926 году в результате политики расказачивания и под влиянием экономических процессов периода НЭПа наметилась тенденция к размыванию казачества и нивелированию его с крестьянством по имущественному, а не по сословному положению.
Таким образом, цель большевиков в отношении казачества была неизменной (уничтожение казачества как сословия), хотя тактика ее достижения неоднократно менялась. Она варьировалась в зависимости от смены экономических курсов советского правительства, с учетом конкретных ситуаций в казачьих районах, а также исторического (с точки зрения Советской власти – исключительно «контрреволюционного») прошлого казачества.
Учащиеся приводят цифры пострадавших во время расказачивания: более 1 миллиона человек.
Ученики: В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Большевики, придя к власти на Дону, в Хоперском округе при помощи фронтового хозяйства, направили процесс расказачивания в создание на основе казачьего патриархального и мелкотоварного производства колхозов и превратили бывшее военно-служилое сословие в колхозное крестьянство.
2.Во время Гражданской войны они применили массовый террор против всего населения Хоперского округа, исходя из ложного вывода о контрреволюционности казачества.
3.Казачьи области подвергались административным территориальным разделам и заселению иногородними.
4.Процессы раскрестьянивания и расказачивания, несмотря на их схожесть, имели существенные отличия: раскрестьянивание имело в основном экономическое содержание – преобразование крестьянского хозяйства в социалистическое производство. Расказачивание, наряду с экономическим, имело как политико-юридический аспект (ликвидация статуса особого полу-привилегированного военно-служилого сословия), так и этнический (ликвидация этнографических особенностей казачества на основе их культуры, уклада, традиций и обычаев).
4. Возрождение казачества в наши дни.
Ученик: Сейчас возрождаются история, культура, обычаи донского казачества. Долг наш – восстановить историческую справедливость, вернуть казачеству доброе имя. Каждый из нас, бывая в родных местах, с горечью думал о том, что уходят старики, а вместе с ними и память, в прошлое. Необходимо проводить фольклорно-этнографические экспедиции, записывать самобытные песни, танцы, обряды, сказания казаков, собирать документы, воспоминания, реликвии.
Необходимо вести работу по восстановлению исторических названий городов, станиц. Наша боль – это заброшенные хутора и земли. Надеемся, что потомки казаков, рассеянных по стране и миру, будут возвращаться на Дон.
Сегодня создаются кадетские классы при образовательных учреждениях и отдельные кадетские школы, проводятся фестивали и конкурсы казачьей культуры, возрождаются воинские формирования казачьей службы.
Казачество представляет собой на сегодняшний момент серьезную и важную социально-общественную силу в строящемся гражданском обществе.
(Идет обсуждение поставленных учителем вопросов о возрождении казачества.)
Заключительное слово учителя: Жизнь казаков и та трагедия, которая разыгралась в 20-30– е годы XX века, дает нам основание понять очень важную истину: нельзя у народа отнять прошлое, отнять его историю, культуру, быт, традиции. Будущим поколениям необходимо хранить память прошлого и жить ярко, интересно, нести добро во всех его проявлениях, жить «на добрую и долгую память», как пишется часто на старых фотографиях, чтобы было, что оставить другим поколениям после себя.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.