Исследование урока как форма организации методической работы в школе
Согласно наблюдениям экспертов, примерно 50% учителей по всей России изолированы от школьных коллег в профессиональном аспекте. Но именно учителя могут помочь друг другу решить методические проблемы — например, используя технологию «Исследование урока». О популярной мировой практике рассказала приглашенный спикер, руководитель проекта «Академия Директории», кандидат педагогических наук и магистр организационного консультирования Университета Манчестера — Екатерина Куксо.
Как японская методическая технология оказалась полезна в России
Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.
Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.
Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность.
Особенности метода «Исследование урока»
- Это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя менее стрессовая, чем, например, открытый урок.
- Решается одна конкретная проблема: например, как не допустить отставания «слабых» учеников, или как внедрить групповую работу и так далее. Берется та проблема, которая наиболее актуальна для школы, параллели, класса.
- Педагоги вместе планируют урок и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт.
- Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать методические приемы для решения проблемы.
- В совместной работе учителя получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга (к опыту, методам, лайфхакам).
- Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам.
- Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения.
- Результаты проекта учителя могут эффектно презентовать, передать коллегам.
Пошаговый план исследования урока (апробирован «Академией Директории» в десятках российских школ)
- Шаг 1. Создание группы/групп педагогов
Технология «Исследование урока» в России чаще всего внедряется администрацией школы. Но учителя и сами могут стать инициаторами проекта. Оптимальное число участников группы: 3-5 человек.
Если собирать большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель. Возможна также работа в паре.
Частый вопрос: нужно ли включать в команду кого-то из администрации школы? Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимает статус проекта.
Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала. Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один учитель.
- Шаг 2. Предварительная встреча: согласование правил и ценностей, выбор темы и первого урока
Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы (общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.
- Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1
Участники группы устанавливают цели урока, выбирают из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников. Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого.
При постановке целей нужно ответить на 4 вопроса:
- Это измеримо?
- Этого можно достигнуть за один урок?
- Как это звучит с позиции ученика?
- Это учебный результат?
Примеры ошибочных целей:
- Познакомить с решением выражений со скобками (Знакомство с темой не означает понимание).
- Продолжать работу над задачами изученных видов (Не цель, а тип деятельности).
- Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (Неизмеримо в рамках одного урока).
- Внедрение здоровьесберегающих технологий. (В такой формулировке получается цель не для ученика, а для учителя).
Ключевые точки планирования урока:
- Ожидания относительно того, что должны освоить ученики.
- Способы измерения этих знаний и навыков.
- Реакция в случае неудачи (ученики не справились).
- Реакция в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили все раньше).
- Шаг 4. Проведение урока № 1
Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи. По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.
План урока: таблица для заполнения наблюдателями
Этап | Ученик 1 (группа: отстающие) | Ученик 2 (группа: средние) | Ученик 3 (группа: успевающие) | |||
Ожидаемая реакция | Наблюдаемый результат | Ожидаемая реакция | Наблюдаемый результат | Ожидаемая реакция | Наблюдаемый результат | |
Этап ... Время | ||||||
Этап ... Время | ||||||
Этап ... Время | ||||||
Результат урока | ||||||
Примечания |
- Шаг 5. Обсуждение урока № 1
Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе выводов по уроку № 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.
- Шаг 6. Второй и третий циклы проекта
По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.
- Шаг 7. Подведение итогов
Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, видится выше.
Представленный пошаговый план оказался наиболее эффективным в условиях российского контекста, но он не является единственно возможным. К слову, самое распространенное препятствие в России на пути к применению технологии «Исследование урока» — острая нехватка времени учителей. Разумеется, при высокой загрузке на собственных занятиях сложно выкроить силы на то, чтобы посетить уроки коллег, участвовать в их планировании. Однако результат совместного проекта, решение острых проблем позволяет в дальнейшем существенно экономить свое время и трудозатраты.