ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
Современные школы все чаще задумываются об использовании электронного образовательного контента. Это не удивительно: применение учебных материалов с интерактивными дополнениями и обширными банками заданий выводят образовательный процесс на новый уровень. Сформировать подходящую модель учебного процесса с ЭФУ для своей школы можно в ходе апробации. Представляем элементы подготовительного и стартового этапов внедрения ЭФУ, а также результаты апробации, которыми поделилась передовая «Газпром школа».Подготовительный этап
1. Изучение возможностей
-
«Школа, открытая инновациям». Участникам проекта в течение года бесплатно предоставляются электронные формы учебников (в соответствии с имеющимся у школы бумажными изданиями). Это отличная возможность провести эксперимент по внедрению ЭФУ в учебный процесс.
-
Промо. Чтобы провести апробацию ЭФУ бесплатно и без участия в программе, воспользуйтесь промо-кодом на сайте образовательной платформы LECTA: rosuchebnik.
-
Курсы. На сайте LECTA также есть бесплатные онлайн курсы для педагогов — в том числе по использованию ЭФУ в образовательном процессе.
2. Анализ и обобщение опыта
На подготовительном этапе важно понять, каким опытом и знаниями владеют педагоги и ученики, с какими цифровыми ресурсами учителя умеют и считают нужным работать.
Читайте подробнее о возможностях ЭФУ в нашей статье: «ЭФУ и ЭОР — цифровые инструменты современных уроков»
3. Общение с родителями
-
Знакомство родителей с целями и задачами апробации.
-
Знакомство непосредственно с ЭФУ.
-
Обсуждение норм СанПиНов и проводимых в школе мер по снижению нагрузки на зрение. (Один из актуальнейших вопросов).
-
Обсуждение электронных устройств: какие характеристики важны? что должны уметь дети при работе? можно ли использовать личные электронные устройства?
-
Обсуждение электронной почты ребенка. Она нужна для работы со многими цифровыми образовательными ресурсами, однако есть не у всех учеников.
4. Анализ технических возможностей и выбор формата использования
Платформа Lecta с технической точки зрения практически универсальна. Для использования электронного учебника диагональ экрана должна быть от 9 дюймов. Объем памяти на устройстве: желательно от 16Гб, но это не принципиально, поскольку работать с ЭФУ корпорации «Российский учебник» можно в режиме онлайн, без скачивания.
Инструменты для использования ЭФУ:
-
Школьные компьютеры. Работа учеников с ЭФУ на отдельных, уже имеющихся в школе компьютерах — идеальный вариант. Однако реализовать его далеко не всегда представляется возможным.
-
Школьные планшеты. Администрация может сделать закупку планшетов, хранить их и самостоятельно обслуживать (при участии технического специалиста). Нужно учесть, что данный вариант сопряжен с бюрократическими процедурами.
-
Личные планшеты. Широкие технические возможности платформы Lecta позволяют организовать учебную деятельность одновременно на разных устройствах. При использовании личных планшетов дети должны сами отвечать за их обслуживание (следить за уровнем зарядки, наличием свободной памяти и т.д.)
-
Без дополнительных устройств. Распространенный вариант работы: фронтально на уроке с использованием интерактивной доски (ЭФУ адаптированы к режиму презентации), а дома — индивидуально, на персональных компьютерах.
-
Смартфоны. Сейчас ЭФУ не подходят для использования на малых экранах, однако специалисты уверены, что за таким форматом — будущее, и готовятся уже в этом году представить адаптацию некоторых элементов образовательных цифровых ресурсов к работе на смартфонах.
Отвечая на вопросы: использовать ЭФУ вместе или вместо печатных изданий? в школе и/или дома? на каких устройствах? — администрация формирует собственную модель внедрения электронных учебников.
Стартовый этап
Действия на стартовом этапе:
Заказ электронных учебников.
Создание четких инструкций по работе с ЭФУ, выдача логинов и паролей.
Сопровождение (организационное и техническое) установки учебников на электронные устройства.
Мониторинг установки учебников.
Тренинг для школьников по работе с учебниками.
Координация участников проекта.
Мониторинг проблем использования.
Участие самих школьников в поддержке одноклассников и учителей при использовании планшетов, электронных приложений, учебников.
Обезличенная книговыдача, реализованная в проекте Lecta — это доступ к любому набору учебников из каталога по количеству выдач, приобретенных школой. После оформления покупки у администрации есть 30 календарных дней на оплату счета, при этом код активации высылается заблаговременно. Прежде, чем добавить учебник в свой «портфель», можно посмотреть его демоверсию.
Опыт «Газпром школы»
В 2017 году «Газпром школа» начала подготовительный этап апробации использования ЭФУ в параллели 5 классов. Сейчас идет непосредственно экспериментальный этап, на основе которого уже можно сделать некоторые выводы:
-
62% учеников предпочитают ЭФУ печатным зданиям. 37% — совмещают форматы. Остальные используют только печатные версии, в виду проблем со зрением.
-
81% учеников предпочитают ЭФУ обычным изданиям на уроках истории, 75% — на уроках биологии, 62,5% — на уроках музыки.
-
75% учеников утверждают, что использование планшетов точно помогает или скорее помогает им в учебе.
-
Родители с осторожностью смотрят на использование ЭФУ, однако если сформировать у них понимание, зачем нужен данный переход, они начинают относиться положительно.
-
Дети успешно справляются с обслуживанием личных электронных устройств.
В целом можно сказать, что применение электронных форм учебников вскоре станет неотъемлемой частью современной эффективной образовательной деятельности.
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации «Российский учебник» по адресу lecta.rosuchebnik.ru.
LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.