ИР Урок 32. Образование единого Российского государства
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
История России
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Способствовать формированию у учеников целостного представления о завершающим этапе объединения русских земель вокруг Москвы и свержении ордынского ига
Задачи урока
- 1. Сформировать представление о качественном изменении геополитического положения Московского государства в результате правления Ивана III
- 2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому России
Виды деятельности
-
Лекция, беседа, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
-
Иван III, Ахмат, Казимир IV, битва на реке Шелони, стояние на реке Угре, русско-литовские войны
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Вопрос: Вспомните, каковы были взаимоотношения Московского княжества с Ордой и отколовшимися от нее ханствами при отце Ивана III |
2 | 2. Актуализация знаний | Вопросы: Когда последний раз в Орде решался вопрос о наследовании великокняжеского престола на Руси? (ответ – в начале 1430-х, хан решил спор Василия II с Юрием Звенигородским); Какова была причина роста промосковских настроений среди православного населения Великого княжества Литовского? Какова была причина войны Москвы с Новгородом, окончившейся подписанием Яжелобицкого мира? (ответ – поддержка Новгородом Дмитрия Шемяки) |
3 | 3. Изучение нового материала | Вопрос – какая из остававшихся независимыми русских земель была присоединена следующей? |
4 | 4. Изучение нового материала | Вопрос: Почему православное духовенство выступало против перехода Новгорода под покровительство литовского князя? Что послужило поводом для второго похода Ивана III на Новгород, окончательно лишившего его независимости? (если в учебнике об этом не сказано, рассказывает сам учитель) |
5 | 5. Обобщение и систематизация знаний | Вопрос: Каков был политический смысл женитьбы Ивана III на племяннице последнего византийского императора? |
6 | 6. Изучение нового материала | Вопрос: Вспомните, когда и при каких обстоятельствах пала Византийская империя, каковы были ее отношения с католическим миром накануне падения Константинополя? |
7 | 7. Проверка домашнего задания | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебником, но можно пользоваться своими записями в тетради |
8 | 8. Изучение нового материала | Вопросы: Какое государство было союзником Москвы в ее борьбе с Большой Ордой и Великим княжеством Литовским? Почему Казимир IV не пришел на помощь Ахмату во время стояния на Угре? Почему все пытающиеся отстоять свою независимость от Москвы русские земли (Новгород, Тверь) пытались установить союзные отношения с Литвой |
9 | 9. Изучение нового материала | Почему все пытающиеся отстоять свою независимость от Москвы русские земли (Новгород, Тверь) пытались установить союзные отношения с Литвой. |
10 | 10. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания нельзя пользоваться учебниками, тетрадями и другими источниками информации |
11 | 11. Изучение нового материала | На каком основании Иван III объявил своими законными вотчинами все русские земли в составе Великого княжества Литовского, а также некоторые территории подконтрольные Ливонскому ордену? |
12 | 12. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания нельзя пользоваться учебниками, тетрадями и другими источниками информации. |
13 | 13. Информация о домашнем задании | Домашнее задание: подготовка к уроку по теме «Внутренняя политика Ивана III и система управления в едином Российском государстве». |