Интегрированный урок по физике и химии.Агрегатные состояния вещества
Цели урока:
- Обучающая: расширить представления учащихся об агрегатных состояниях веществ; сравнить свойства и выяснить особенности молекулярного строения одного и того же вещества в разных агрегатных состояниях.
- Развивающая: Обратить внимание учащихся на окружающие нас вещества, и развивать стремление к объяснению их свойств в разных агрегатных состоянии, продолжать развитие умений и навыков работы с лабораторным оборудованием.
- Воспитательная: Продолжать формировать навыки четких ответов на вопросы, выделять главное и систематизировать изучаемый материал.
План урока
1. Актуализация знаний учащихся
Слайд №1
Учитель химии. Ребята! Сегодня у вас необычный урок, который будут вести сразу двое учителей. Это интегрированный урок по физике и химии. Тема нашего урока «Агрегатные состояния вещества».
У нас с учителем физики возник спор – какая же наука более важна? А вы как думаете?
(Учителя читают стихотворение о науках, которое иллюстрируется слайдами № 2-6)
Что такое физика? Физика – наука.
Полюбив ее, мы знать не будем скуки.
Разные явленья в природе, и в быту,
Объяснив, постигнем мира красоту.
Что такое химия? Химия – наука.
Полюбив ее, вы забудете о скуке!
Превращения разные будем наблюдать,
В опытах ответы станем получать.
Днем сияет солнце, ночью – темнота,
Звезды, как алмазы сказочно блестят.
Как от них доходят к нам тепло и свет?
Физика на это может дать ответ.
Речка серебрится под покровом льда.
Почему вдруг твёрдой стала в ней вода?
Почему туманы утром над рекой?
Химия ответит на вопрос такой.
Разные вопросы будем задавать,
Чтобы узнать природу, чтоб её понять.
Как должны мы землю милую беречь,
И об этом с вами поведем мы речь.
Учитель физики: Вот видите, нет наук важных и не очень – для всестороннего образования человека все науки важны и нужны.
Слайд №7
Прежде чем мы приступим к изучению темы, давайте заполним кластер «Свойства веществ в разных агрегатных состояниях» и посмотрим, что вы о них знаете до изучения темы…
Если у вас остались пустые стрелочки, будьте внимательны на уроке. В конце урока мы еще раз вернемся к этому кластеру и заполним его весь.
Слайд №8.
Учитель химии: Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, греческий ученый Демокрит, считал, что все вещества состоят из частичек. В научную теорию эта идея превратилась в 18 в. И получила дальнейшее развитие в 19 веке благодаря работам нашего знаменитого соотечественника М.В. Ломоносова. Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Рассмотрим некоторые из них.
Слайд №9.
Учитель физики:
А) Демонстрация опыта «Нагревание твердых тел» одним из учащихся под руководством учителя физики. Обсуждение результатов опыта с учащимися.
– Что происходит с твердыми телами при нагревании?
– Что является причиной их расширения?
– Почему при охлаждении они снова приобретают начальный объем?
Вывод: При нагревании твердых тел происходит увеличение их объема, причиной которого является увеличение промежутков между частицами вещества.
Б) Демонстрация опыт «Нагревание жидкости» (колба, наполненная подкрашенной водой и закрытая пробкой со стеклянной трубочкой) одним из учащихся под руководством учителя. Обсуждение результатов опыта с учащимися.
– Что происходит с жидкими телами при нагревании?
– Что является причиной увеличения их объема?
– Как изменяется объем жидкости при охлаждении?
Вывод: При нагревании жидкостей их объем увеличивается, и вода начинает подниматься по трубке. Причиной увеличения объема жидкости является увеличение промежутков между молекулами жидкости.
Общий вывод: При нагревании увеличиваются объёмы не только твёрдых, но и жидких тел. Причиной этого является увеличение промежутков между молекулами веществ.
Учитель химии: Какими опытами можно еще доказать наличие частиц и промежутков между ними в веществе?
В) Организация демонстрации учащимися опыта «Диффузия газа в помещении» (можно использовать освежитель воздуха). Обсуждение результатов опыта.
– Почему распространение запаха происходит быстро? (благодаря движению молекул газа в воздухе и большому расстоянию между ними).
– В каком направлении возможно движение частиц газа? ( В беспорядочном. Это броуновское движение частиц).
Г) Демонстрация опыта «Диффузия в жидкостях» (Сосуд с водой и кристаллический перманганат калия). Обсуждение результатов опыта.
– Что происходит с кристаллами перманганата калия в воде? (Они растворяются).
– Почему через некоторое время раствор становится однородного цвета, даже без перемешивания? (Благодаря броуновскому движению частиц растворителя и растворенного вещества).
– Почему в газах и жидкостях смешивание частиц вещества происходит с разной скоростью? (Причина – расстояние между частицами вещества в газообразном состоянии больше, чем между молекулами в жидкости).
Вывод: Вещества состоят из частиц, которые способны смешиваться и взаимопроникать друг в друга. Это явление носит название «диффузии».
Слайды №10-11.
Учитель химии: Подумайте, играет ли роль в природе и жизни человека это явление? Беседа с учащимися.
Слайд №12.
«Значение диффузии в природе и жизни человека».
II. Изучение нового материала
1. Учитель химии: Мы повторили необходимые базовые знания для того, чтобы лучше усвоить новые понятия об агрегатных состояния вещества. Попробуйте отгадать загадку…
Слайд №13.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(ВОДА)
Ответьте на вопросы:
– О каких состояниях воды говорится в загадке?
– При каких условиях вода превращается в пар? Лед?
– Одинаковыми ли физическими свойствами обладает вода в разных физических состояниях?
Одно и тоже вещество в зависимости от условий может находиться в каждом из трех состояний: газообразном, жидком и твердом. Такие состояния принято называть агрегатными.
Слайд № 14.
Чтобы доказать, что физические свойства воды жидкой и льда отличаются, мы предлагаем вам посмотреть видеофрагмент «Домашнее исследование свойств воды в разных физических состояниях», которое подготовили для вас ученики. Смотрите внимательно, потому что вам предстоит ответить на вопрос:
– Какое свойство изменяется у воды при превращении в лед?
(Демонстрация видеофрагмента, снятого учеником дома.)
Обсуждение просмотренного видеофрагмента.
Вывод: При замерзании воды ее объем увеличивается, и, наоборот, при таянии воды ее объем уменьшается. Следовательно: при переходе из одного агрегатного состояния в другое физические свойства веществ изменяются.
Учитель физики: Ребята, давайте подумаем, что является причиной трех состояний одного вещества? (беседа с учащимися, демонстрация слайда).
Слайд №15.
Вывод: Причиной агрегатных состояний веществ является взаимное расположение и взаимодействие молекул.
2. Отчет по исследовательской деятельности учащихся.
Учитель химии: Ребята! При подготовке к этому уроку, заранее вы были поделены на группы, которые провели мини-исследования на тему: «Агрегатное состояние вещества». Слово предоставляется группе №1.
А) Выступление представителя группы «Туман».
Учащийся: тема нашего мини-исследования – «Изучение свойств веществ в газообразном состоянии».
Слайды №16-19.
Наиболее характерным свойством газов является их сжимаемость и способность расширяться. Газы не имеют собственной формы и расширяются до тех пор, пока не заполнят весь сосуд, принимая его форму. Газы не имеют собственного объема, объем газа определяется объемом сосуда, в котором он находится.
Газообразные вещества кажутся невесомыми. «Невесомость» газов – понятие относительное. В этом легко убедиться на следующем эксперименте.
Я покажу вам демонстрационный эксперимент, который называется «Переливание» углекислого газа из колбы в колбу на уравновешенных весах».
На весах уравновешивают две химических колбы. Одину из колб, не снимая с весов, наполняют углекислым газом, который получают при взаимодействии соляной кислоты и мела. (пауза, до тех пор, пока не начнет опускаться чашка весов одна из чашек весов)
Через некоторое время чашка весов, на которой находится эта колба, опускается, так как молекулярная масса углекислого газа равна 44 единицам атомной массы и гораздо больше, чем молекулярная масса воздуха, равная 29.
Наличие углекислого газа в стакане можно доказать с помощью горящей лучины. (опускает горящую лучину в колбу с углекислым газом, она тухнет, т.к. углекислый газ не поддерживает горения)
На основании эксперимента можно сделать вывод: Газы не имеют собственной формы и объем, но имеют вес.
Слайд №20.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А «Танцуют все!». Проводит ученик.
Б) Выступление представителя группы «Капелька».
Учащийся: Наша группа исследовала «Свойства веществ в жидком состоянии».
Слайды №21-24.
Подобно газам жидкости не имеют собственной формы и подобно газам принимают форму того сосуда, в котором они находятся.
Демонстрация опыта «Переливание жидкости в сосуды разной формы».
В отличие от газов, жидкости имеют вполне определенный собственный объем. Сжимаемость жидкостей, в отличие от газов, очень мала, и для того, чтобы заметно сжать жидкость, необходимо очень высокое давление. Это свойство применяют в гидравлических прессах.
В) Выступление представителя группы «Льдинка».
Учащийся: Мы работали над изучением «Свойств веществ в твердом состоянии».
Слайды №25-27.
Твердые тела отличаются от газов и жидкостей наличием собственной формы и собственного объема. Даже при очень высоких давлениях их сжимаемость очень мала.
(Ученик демонстрирует твердые вещества: соли (поваренная соль, медный купорос), щелочь (гидроксид натрия или калия), воду (лед), йод, металлы).
Существуют вещества настолько вязкие, что надолго сохраняют свою форму. Значит, их можно отнести к твердым веществам. Однако, подобно жидкостям, расположение частиц в таких веществах строго не упорядочено. Такие вещества называются аморфными.
(Словарная работа: Аморфными называются тела, которые не имеют кристаллического строения.)
Слайд №28.
К аморфным веществам можно отнести смолу, янтарь, пластмассу, стекло и др.
III. Систематизация знаний учащихся о свойствах веществ в различных агрегатных состояниях.
Учитель физики:
Мы презентацию смотрели,
Запомнить многое сумели.
Проверим знания сейчас-
Ведь знания – большой багаж.
Мы сможем что-то уточнить,
Всё о частицах повторить,
А если вдруг решенья нет -
В учебнике найти ответ.
А теперь обобщим и систематизируем полученные на уроке знания, заполнив таблицу.
А) Самостоятельная работа учащихся.
Задание: Заполните таблицу: Слайд №29.
Характеристика свойств веществ
Характеристики или свойство |
Агрегатное состояние |
|||
газ |
жидкость |
Твердое вещество |
Аморфное вещество |
|
Расположение частиц в веществе |
|
|
|
|
Тела сохраняют форму |
|
|
|
|
Примеры веществ, тел |
|
|
|
|
Слайд №30.
Б) Взаимопроверка и обсуждение результатов работы.
IV. Закрепление изученного материала
Слайды №31-34.
Игра «Третий лишний»
Оборудование: карточки (примеры карточек с. ниже), на которых написано по 4-5 (по числу ученических столов в ряду) строк названий веществ в различных агрегатных состояниях, образцы веществ, указанные в карточках.
Группа 1
Газообразные вещества |
Твердые вещества |
1. Кислород, углекислый газ, серебро. |
1. Алюминий, сода, ртуть. |
2. Гелий, свинец, водород |
2. Кислород, железо, сахар. |
3. Азот, кислород, алюминий. |
3. Вода, мел, железо. |
4. Сера, угарный газ, водород. |
4. Алмаз, азот, алюминий. |
5. Кислород, сера, угарный газ. |
5. Песок, сахар, спирт. |
Группа 2
Твердые вещества |
Жидкие вещества |
1. Хлор, медь, сахар. |
1. Ртуть, вода, кислород. |
2. Сера, вода, алмаз. |
2. Спирт, алюминий, уксус. |
3. Медь, кислород, железо. |
3.Соляная кислота, поваренная соль, серная кислота, |
4. Мрамор, золото, бром. |
4. Растительное масло, алюминий, вода. |
5. Серебро, сера, азот. |
5. Ацетон, ртуть, сахар. |
Группа 3
Газообразные вещества |
Жидкие вещества |
1. Азот, ртуть, кислород. |
1. Спирт, вода, медь. |
2. Углекислый газ, гелий, железо. |
2. Азот, ртуть, спирт. |
3. Мел, угарный газ, сероводород. |
3. Уксус, сахар, спирт. |
4. Водород, сернистый газ, мрамор. |
4. Ацетон, гелий, вода. |
5. Алюминий, кислород, хлор. |
5. Свинец, ртуть, молоко. |
Описание игры. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке, и по сигналу игроки, сидящие за первым столом, находят и вычеркивают название «лишнего» вещества в первой строчке карточки и передают ее ученикам второго стола. Учащиеся этого стола исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т.д. Если ученики затрудняются в определении агрегатного состояния того или иного вещества, они могут обратиться к образцам веществ, выставленных на демонстрационном столе. Побеждает команда, которая первой правильно вычеркнет названия всех «лишних» веществ. После игры проводится обсуждение результатов.
V. Минутка занимательной физики и химии
Проводят ученики.
Слайды №35-38.
Загадка №1: «Над рекой, над долиной повисла белая холстина»? (Туман).
Комментарий:
Если стал сосуд большим,
Помещение – другим,
Форма и объем у газа
Изменяются здесь сразу!
Увеличится сосуд-
Места нет без газа тут.
Сжать весь газ легко мы сможем,
Силу малую приложим.
Интересен газ любой,
Не сравнишь его с водой.
Нет ни формы, ни объема -
Не удержишь его дома!
Загадка №2.
«С неба пришел, в землю ушел»? (Дождь).
Комментарий:
Жидкость текуча, из жизни мы знаем,
Так как в сосуды её наливаем.
При постоянном объеме вода
Форму сосуда имеет всегда.
Загадка №3. «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица»? (Град).
Комментарий:
Если минус на дворе,
Значит, хрупкой быть воде.
В мире холода вода
Твердой хочет быть всегда.
Иней, снег, сосульки, град-
Каждый им бывает рад.
Из кристалликов вода,
Если твердая она.
Тело сохранит объем,
Форму тоже – всё при нем.
VI. Рефлексия
Ребята! Как вы считаете, расширили ли вы сегодня на уроке свои знания об агрегатном состоянии вещества? Возьмите в руки карточки с кластером и заполните места над пустыми стрелочками. Кому это удалось? Молодцы! Вы хорошо усвоили тему.
VII. Домашнее задание: Слайд №39
- по химии: § 6. Задание 8 на с. 41. Подготовить краткие сообщения о минералах: лазурит, корунд, халькопирит, аурипигмент (список минералов учитель может выбрать по своему усмотрению).
- по физике: §6-7 повторить.
Домашний опыт. Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
Пустую, ластиковую бутылку плотно закройте пробкой и поставьте в холодильник. Буквально через минуту вы увидите, что стенки бутылки втянулись вовнутрь, будто кто-то откачал из нее часть воздуха. Почему так произошло? Примет ли бутылка прежнюю форму, если ее вынуть из холодильника?
Заключение: Слайд №40.
Ребята, помните: «Ученье – свет, а неученье – тьма!» Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.