Инклюзивное образование в Финляндии: есть, чему поучиться
Основатели системы образования Финляндии разработали разумную концепцию инклюзивного обучения, которая успешно функционирует в этой стране вот уже 20 лет. Какие аспекты финской образовательной практики помогают поддерживать детей с ограниченными возможностями здоровья? Раскроем некоторые секреты позитивного опыта Финляндии в реализации инклюзивного образования.Делегация Корпорации «Российский учебник» посетила Финляндию для обмена опытом по реализации образовательных программ в области культурологического образования. Во время посещения Университета Гетеборга запланирован круглый стол, где будут обсуждаться актуальные темы и вопросы, касающиеся непрерывного обучения и программ последипломного образования, а также основных направлений модернизации дошкольного образования и общеобразовательной школы.
Педагогические принципы, на которых основано базовое образование в Финляндии, позволяют на практике реализовать идею инклюзивного обучения. Концепции человеколюбия, свободного воспитания и индивидуальной направленности обучения обеспечивают абсолютно безболезненную и при этом эффективную интеграцию детей с ограниченными возможностями в общую школьную систему.
Социальное равенство и поддержка государства
Министерство образования Финляндии занимается своеобразным «сглаживаением» всей структуры образовательной программы. В стране провозглашается принцип «школа для всех»: финны считают, что образование должно быть обязательным и доступным для каждого ребёнка. Ориентируясь на этот фактор, государство предоставляет равные возможности обучения на любой ступени, независимо от того, где ребёнок живёт и какими физическими особенностями он обладает. Финны не разделяют школы на элитные и обычные, а предоставляют одинаковые условия всем детям, раскрывая в ходе обучения их интеллектуальный потенциал. Обязательность, бесплатность, равенство и инклюзивность — основные ценности, на которые ориентирована вся система финского образования.
Государство обеспечивает учеников не только бесплатным проездом до школы, горячим питанием, канцелярскими принадлежностями и учебниками: детям с нарушением мобильности предоставляется необходимое оборудование и личный помощник. А если у ребёнка есть нарушения слуха, то его обязательно сопровождает сурдопереводчик.
Отбор лучших кандидатов на педагогические специальности и командный подход в решении проблем учащихся
В составе штата каждой финской школы есть специальные педагоги, социальные работники и медицинские сёстры, которые готовы прийти на помощь ребёнку. Все сотрудники — высококвалифицированные специалисты, которые, к тому же, работают сообща. И это тоже является заслугой системы образования Финляндии, ведь ключевыми навыками командной работы будущие педагоги овладевают ещё в университете.
Интерактивный подход в обучении и дополнительное образование
Один урок в финской школе длится час — на целых 15 минут дольше урока в обычной российской школе. Но в Финляндии ученики практически не устают даже от таких продолжительных занятий. В течение всего урока дети могут свободно передвигаться по классу, самостоятельно организовывать работу в парах. Игровая форма проведения уроков и свобода передвижения не утомляют учеников и позволяют им найти дополнительные возможности для успешного обучения.
На основе государственных образовательно-консультативных центров, созданных специально для адаптации и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, организованы специализированные курсы и мастер-классы, где дети могут обучаться и получать дополнительное образование.
Адаптация учебных задач к возможностям школьников
В ходе организации учебной деятельности детей с ОВЗ финны создали дифференцированную систему образования: занятия для каждого ребёнка разнятся в зависимости от характера физиологических нарушений. И, чтобы осуществить интегрированное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах, администрация каждого образовательного учреждения постоянно производит корректировку учебных планов.
Трёхуровневая система поддержки детей с ОВЗ
В финской школе темпы интеллектуальной нагрузки нарастают постепенно. А сложность и объёмы учебного материала для каждого ученика определяются индивидуально с учётом его персональных способностей и особенностей. Администрации школы заранее известно, какие дети придут в первый класс: электронная система досье, которую ведут детские сады, содержит всю необходимую информацию о будущих учениках. Когда ребёнку исполняется 5 лет, его направляют на психолого-педагогическое обследование, которое выявляет его образовательные потребности, в том числе потребность в поддержке коррекционными педагогами и другими специалистами по адаптации и социализации детей. Поэтому, когда ребёнок приходит в школу после детского сада, его сразу определяют на один из трёх уровней поддержки.
Уровень I. Общая поддержка
Поддержку на первом уровне осуществляет учитель класса. Педагог старается оказать необходимую помощь каждому ребёнку, который испытывает трудности в обучении.
Уровень II. Интенсивная поддержка
Специальная мультидисциплинарная команда принимает решение о переходе на этот уровень. Интенсивную поддержку осуществляет учитель, его помощник, специальный педагог и социальный работник. Такая концепция «соучительства», когда одновременно слаженно работают сразу два педагога, часто используется в инклюзивной практике Финляндии. Обычно коррекционные учителя проходят обучение в магистратуре по направлению инклюзивной педагогики. Основная цель второго уровня — предупреждение неуспеваемости ученика. А если ребёнок, пребывая на этом этапе, справляется с задачами обучения, то его могут снова перевести на первый уровень.
Уровень III. Специальная поддержка
Когда второго уровня становится недостаточно для полноценного развития ребёнка, его переводят на третий. Для этого ученик проходит специальную медико-психологическую экспертизу при комитете образования Финляндии. Вместе с родителями он выбирает условия дальнейшего обучения в специальной малой группе, состоящей из 8-10 человек, или же в общем классе. Дети, которые учатся в группах, осваивают девятилетнюю школьную программу за 11 лет. На каждого учащегося заводится индивидуальный план, в соответствии с которым он проходит специальное обучение. На этом уровне поддержку ученика осуществляет коррекционный педагог.
А в том случае, когда ребёнок по каким-либо причинам не может обучаться в условиях класса, он имеет возможность получать индивидуальное обучение в школе, занимаясь со специальным педагогом. Тогда нагрузка педагога дополнительно финансируется муниципалитетом.
Узнайте больше о системе образования Финляндии, посмотрев прямую трансляцию мероприятий Международной Летней школы «Новые инструменты и технологии в образовании», которую проводит корпорация «Российский учебник» совместно с НИУ «Высшая школа экономики».
В программе запланировано выступление профессора Хельсинского университета Яркко Хаутамяки.
Следите за последними новостями, чтобы не пропустить трансляцию.
Всех участников ждут именные электронные сертификаты. Присоединяйтесь, будет интересно!