Играйте, это полезно и весело!
10 февраля в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» произошло важное событие – состоялся круглый стол на тему «Новые технологии воспитания: как повысить интерес молодежи стран ЕАЭС к истории?»10 февраля в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» произошло важное событие – состоялся круглый стол на тему «Новые технологии воспитания: как повысить интерес молодежи стран ЕАЭС к истории?»
Как раз в то время, когда обсуждается воспитательная составляющая в стандарте образования, собрались люди, готовые предложить конкретный продукт в качестве средства развития и воспитания молодежи. Новый. Компьютерные игры….
Организаторы: Евразийский коммуникационный центр, Федеральное государственное автономное учреждение «Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот», компания Wargaming
Обсуждали: игровое пространство и его влияние на молодежь, кто играет, зачем и что чувствуют геймеры. Оказывается, 69% населения вовлечены в компьютерные игры, их воздействие на сознание огромно, индустрия игр стремительно развивается, сегодня именно игры уводят аудиторию у телевизора. Будущее за интерактивностью! В этом смысле образовательный и воспитательный потенциал игр безграничен – человек понимает и учится, опираясь на свои возможности. Одна беда – образование в России пока только противопоставляет себя компьютерным играм...
Впрочем, Антон Панков, главный операционный продюсер Wargaming (самая успешная из компаний-производителей компьютерных игр на постсоветском пространстве), и другие эксперты рассказали и показали, какую патриотическую работу по поводу виртуальной военной игры можно провести в реале, если а) это действительно качественная игра, б) задаться целью воспитания в реале за счет игровых впечатлений (Глобальная инициатива «Помним всё»).
Опять же – где наши качественные игры? Их мало. Но все же есть «World of Tanks» («Мир танков»), в которую играют миллионы людей самых разных возрастов во всем мире. Проводятся фестивали и праздники, международные финалы и суперфиналы боев. Разработчики рассказывали об огромной кропотливой работе с реальными объектами для визуального наполнения игры – иначе она не даст ощущение виртуального проживания. «Танчики» обеспечивают и невероятный для игр объем содержательной информации и об устройстве танков, и об историческом контексте знаменитых танковых баталий. «Танчики» умны и захватывающи. Значит, можем?
Тут надо сказать, что компьютерная игра «World of Tanks» была поддержана военными на начальных этапах создания, что позволило сделать игру высочайшего качества и с точки зрения профессионалов. И хотя, как говорят военные, «игра не может приготовить к реальному управлению танком или пилотированию, но она может быть большим вкладом в познание сферы деятельности и в понимание себя». Таким образом, игра стала игрой для всех, а не только для военных.
Но разве это не то, для чего существует образование?
Выступили и гражданские лица:
Дмитрий Чугунов, первый заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с общественно-наблюдательными комиссиями Общественной палаты РФ.
– Использование игр в обучении – дело правильное и неизбежное, в киберпространстве люди достигают своих высот. В трехмерном пространстве мозг человека работает по-другому, информация в игре усваивается иначе. В школе же детей запихивают в двухмерное пространство учебника, где они не могут себя раскрыть. Будущее за образованием, в котором многое будет от киберспорта. Пока же мы учим ненужному, неактуальному, не тому, что спросит с человека жизнь.
– Знание не должно быть «мертвым». Как сделать знание живым – вечная педагогическая проблема. Игра, деятельность, проект, исследование, открытие – что угодно, лишь бы не скучно. Игра «World of Tanks» наполнена точным содержанием, она действительно аккумулировала весь мир танков, и люди охотно открывают этот мир. Игры – это та реальность, которую нам, педагогам, надо исследовать. Образование пока не умеет сделать так, чтобы у ребенка освоение «само пошло». Когда, при каких условиях исчезает граница между познающим и познаваемым? Разработчики игр умеют ее убирать, и я все больше понимаю, что мы должны быть рядом с ними, учиться у них. Понятно, что любая тема развивает, если представлена многогранно, если материал «объемный», многовариативный, и ты можешь выбирать, принимать решение. Но для этого надо уйти от привычных форм представления знаний, от сомнений в ребенке, который на наш взрослый взгляд смотрит в экран и «неизвестно чем занят», от привычки контролировать все. Очевидный путь – совершенствование электронной формы учебника, и тут нам есть чему поучиться у создателей «World of Tanks». Неправильно, что уже все играют, а образование – нет.
– Вокруг игры «Мир танков» создано историческое пространство – хроники, фильмы-реконструкции. В сотрудничестве с разработчиками игры мы дополнили текст в учебнике о боях под Прохоровкой сюжетом из игры-эпизодом, в котором передана вся напряженность боя, страх, стремление выжить, победить. Эмоциональная включенность подталкивает к общению, поиску информации, и тогда история становится для ребят живой.
…А вы играете на уроках? Ученикам интересно? Вам интересно?
Круглый стол посетила Людмила КОЖУРИНА