Игра по химии "ХимикУМ"
Цель: расширение кругозора учащихся, стимулирование мотивации к изучению химии через занимательные опыты, викторину, загадки, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу 8 класса.
- Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки и умение учащихся при выполнении лабораторных опытов, вырабатывать умение наблюдать; развивать умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательная: воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопомощи, групповой, творческой деятельности, прививать интерес и любовь к химии.
Игра проводится для учащихся 8-х классов, класс заранее делится на 4 команды, каждая команда готовит название, девиз и домашнее задание. Цель домашнего задания: составить кроссворд на формате А3 по 10 вопросов (1 команде на тему «Атомы химических элементов»; 2 команде на тему «Простые вещества»; 3 команде на тему «Соединения химических элементов»; 4 команде на тему «Изменения, происходящие с веществами»).
Оценивают работу команд и определяют победителя члены жюри – учащиеся старших классов. Игру проводит ведущий.
Оборудование для мероприятия: мультимедийный проектор, воздушные шарики, карточки с заданиями, химическая посуда для конкурса, реактивы и лабораторное оборудование для занимательных опытов.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Приветствие команд, жюри, зрителей. Ознакомление с общими правилами игры. Сбор домашнего задания с каждой команды (кроссворды нумеруются для последнего конкурса).
Девиз мероприятия: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» (М.В. Ломоносов).
II. Проведение конкурсов
Конкурс «В стране химических загадок»
Ведущий загадывает загадки, а команды по очереди отвечают. Если команда не знает ответа, ход передаётся следующей команде. За правильный ответ даётся по 1 баллу.
- Газ – ненужный нам отброс –
В поле в пищу перерос. (Углекислый газ). - Он безжизненным зовется,
Но жизнь без него не создается. (Азот). - По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид. (Хром). - Получишь газы из воды,
Смешаешь вместе – жди беды. (Гремучая смесь из водорода и кислорода). - В воду шел и чист и бел,
Окунулся – посинел. (Сульфат меди (II)). - Порознь каждый ядовит,
Вместе – будит аппетит. (Хлорид натрия). - Расставьте их так, чтоб стали словами:
Первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметьте, четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно-бурую жидкость
Вам надо назвать. (Бром). - Хранят обычно в керосине,
И бегает он по воде,
В природе, помните отныне,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть везде возможно,
Желтеет пламя от него,
И получить из соли можно,
Как Деви получил его. (Натрий).
Конкурс «Угадай-ка»
Командам раздаются карточки с заданиями, где необходимо на основе расчётов определить химический элемент. За каждый правильный ответ – 1 балл. На задания отводится 5-7 минут.
1
|
2 |
Определите химический элемент: 1. атомная масса = 32 число нейтронов = 16. 2. число протонов = 17. 3.высшая степень окисления = +4 атомная масса =119 4. элемент 3 периода II А группы. 5. элемент IV B группы, атомная масса = 91. 6. число электронов на последнем уровне = 5, число протонов=15. 7. атомная масса = 79 число нейтронов = 45 8. число электронов = 24. |
3
|
4 |
|
5
|
6 |
|
7
|
8 |
Ответы: 1) S 2) Cl 3) Sn 4) Mg 5) Zr 6) P 7) Se 8) Cr.
Конкурс «Химическая викторина»
На проекторе воспроизводятся по очереди вопросы для викторины, на обдумывание одного вопроса командам даётся 2-3 минуты, по истечении времени, принимаются ответы команд, за правильный ответ даётся 2 балла.
Вопросы для викторины:
- В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре «о»? Какова роль этого ученого в науке? (М.В. Ломоносов. Он ввёл понятие о молекулах и атомах, ввёл взвешивание, разработал способ изготовления цветного стекла, внес вклад в развитие физики, геологии, географии, астрономии и др).
- Какой химический элемент и какому химику помог открыть кот? (В 1811 году французским химиком Куртуа был получен свободный йод. Произошло это так. У Куртуа были приготовлены в двух разных бутылках смеси веществ. В одной – серная кислота с железом, в другой – зола морских водорослей со спиртом. На плече у ученого во время опыта сидел кот. Вдруг кот прыгнул и опрокинул содержимое бутылок. Жидкости смешались и от них стали подниматься клубы фиолетового пара, образующие при оседании кристаллы с металлическим блеском и едким запахом. Это был йод).
- Названия, каких химических элементов связаны с географией их открытия? (Скандий – Скандинавский полуостров; медь – остров Кипр; галлий – Галлия; рутений – Россия; гафний – Копенгаген; тулий – Скандинавия; лютеций – Париж; полоний – Польша; франций – Франция; америций – Америка; калифорний – Калифорния).
- В состав, какого металла входит дерево? (Никель).
- Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).
- Какой химический элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
Конкурс «Кто быстрее?»
Для этого конкурса заранее приготовлен стол с различной химической посудой. Командам выдаются карточки с названиями химической посуды, их задача с общего стола принести ту посуду, которая указана в их карточках. За правильно принесенную посуду – 1 балл.
Вам необходимо принести: воронку, мерный цилиндр, колбу круглодонную, фарфоровую чашку, пестик. |
Вам необходимо принести: штатив для пробирок, мерный цилиндр, колбу плоскодонную, фарфоровый тигель, ступку. |
Вам необходимо принести: химический стакан, мерный цилиндр, колбу коническую, фарфоровую чашку, пестик. |
Вам необходимо принести: мерный цилиндр, ступку, колбу коническую, фарфоровый тигель, химический стакан. |
Конкурс «Вещества потерялись»
На слайде показаны формулы веществ, командам выдаются таблицы, на которые они переносят эти вещества согласно их классификации. За правильное распределение веществ -1 балл. На конкурс отводится 5-7 минут.
Вещества: CaSO4, HCl, N2O, Cr2O3, NaNO3, KOH, H2SiO3, Cu(OH)2, Cl2O7, HNO3, NaOH, CO2, H3PO4, Cu(NO3)2, CaCl2, Al2O3, Zn3(PO4)2, Al2S3, Na2O, Ni(OH)3, HI.
Соли |
Основания |
Кислоты |
Оксиды |
|
|
|
|
Конкурс «Кто больше?»
На доске закреплены карточки с различными знаками. Командам, необходимо используя эти знаки, составить как можно больше химических формул и дать названия полученным веществам (формулы не должны повторяться). За правильную формулу вещества и название –2 балла. На выполнение задания 5–7 минут.
Варианты карточек:
K |
SO3 |
Zn |
OH |
Cl |
Mg |
H |
Ca |
S |
CO3 |
I |
PO4 |
Конкурс химиков
Для этого конкурса заранее готовятся лабораторное оборудование и реактивы для каждой команды отдельно. От команды выбирается 1 человек, который будет выполнять данный опыт. Ученику выдается лабораторная карточка. Но на столе помимо указанных реактивов еще будут стоять «левые» реактивы, и все реактивы будут подписаны формулами, а не словами, для того чтобы проверить уровень знаний ученика. Необходимо быстро и качественно проделать опыт. Если опыт сделан правильно – 5 баллов.
Вариант опыта: В пробирку налить 3-4 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл гидроксида калия. К полученной смеси прилить 10-15 капель раствора сульфита натрия. Перемешивать данную смесь.
Если ученик сделал все правильно, то визуально при взбалтывании раствор окрасится в тёмно-зелёный цвет, при дальнейшем перемешивании цвет раствора становится синим, затем – фиолетовым, а потом - малиновым.
Конкурс «Индикаторный мини-квест»
Мини-квест состоит из 3 этапов. Ведущий объясняет каждый этап. Командам необходимо внимательно, правильно и быстро пройти эти этапы. За каждый правильный ответ в кроссворде – 1 балл.
1 этап: командам выдаются штативы с пробирками, индикаторы и реактивы. Команды смешивают реактивы и по цвету раствора переходят во второй этап.
Например:
- 1 команда: лакмус + гидроксид натрия= синий цвет;
- 2 команда: метиловый оранжевый+серная кислота = малиновый цвет;
- 3 команда: фенолфталеин+гидроксид натрия = малиновый цвет;
- 4 команда: лакмус+хлорид натрия = фиолетовый цвет;
2 этап: на доске приготовлены шарики с данными цветами, в шариках находится номер опыта. Команда, проделав опыт с 1 этапа, должна подбежать к своему шарику, лопнуть его и посмотреть номера опыта. Опыты заранее приготовлены для каждой команды и пронумерованы.
Примеры опытов:
- 1 команда: к раствору карбоната натрия прилить соляную кислоту (происходит выделение газа);
- 2 команда: к раствору хлорида бария прилить серную кислоту (выпадает белый осадок);
- 3 команда: к раствору хлорида железа (III) прилить гидроксид натрия (выпадает бурый осадок);
- 4 команда: к раствору сульфата меди прилить гидроксид натрия (выпадает голубой осадок);
3 этап: для данного этапа на стене закреплены листочки с данными цветами и изображением газа. Команда, проделав опыт второго этапа, подбегают к своему листочку, отрывают его от стены и смотрят тему своего кроссворда, которые приготовили ученики дома.