Сценарий конкурса ко Дню народного единства на тему: «И подвиг Минина вновь »
Цель: показать, как вдохновлял образ земляка-патриота К. Минина нижегородцев в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну; формирование информационной культуры; углубление знаний по краеведению; показать жизнь нижегородцев в годы Великой Отечественной войны.
Тип урока: комплексный.
Оборудование: ручки; бумага; карта исторического центра Нижнего Новгорода; плакаты времен Великой Отечественной войны: «Вступайте в ряды народного ополчения!», «Наши силы неисчислимы», «Могучее народное ополчение»; литература (см. список по ходу мероприятия и в конце).
Участники: ведущий, чтец; школьники делятся на команды по 4-6 человек.
По ходу мероприятия предусмотрено выполнение заданий в командах.
Ход мероприятия
Слайд 1
Ведущий: Нижегородское ополчение 1611-1612 годов во все времена служило примером мужества, стойкости и силы народа. Великий русский Гражданин, «выборный человек всея Руси» Кузьма Минин. Это имя – символ патриотизма, беззаветного подвига, веры, готовности идти на жертвы во имя Родины. К памяти о нем наша страна неоднократно обращалась в трудные для нее времена.
Что сделал К. Минин для Отечества?
Школьники выполняют задание.
Ведущий: Имя Кузьмы Минина вновь зазвучало и во время суровых испытаний Великой Отечественной войны.
Слайд 2
Вот слова клятвы горьковчан (тогда ведь наша область называлась Горьковской, а ее жителей звали горьковчанами):
Слайд 3
Ведущий: С началом войны в июле 1941 года, как и во времена Кузьмы Минина в 1612 году, в Горьковской области развернулось формирование народного ополчения.
Что такое ополчение?
Школьники выполняют задание.
Слайд 4
Ведущий: В ополчение призывались рабочие и инженеры, врачи и учителя, работники культуры и искусства, студенты и пенсионеры – мужчины от 17 до 50 лет, способные носить оружие. При этом учитывался возраст, состояние здоровья, работа на оборонных предприятиях. Только за два дня 4 и 5 июля 1941 года в Горьком в народное ополчение записалось 60 тысяч человек. К 1 августа 1941 года в народное ополчение записались в городе Горьком 61100 человек, в Дзержинске – 9553 человека.
Слайд 5
Отряды народного ополчения формировались в Выксе, Кулебаках, Арзамасе, Павлове, других городах и районах области. В результате в Горьком были организованы 55 отрядов (вместо предполагавшихся 26), в их составе было 44393 человека, в том числе 16506 женщин, хотя в ополчение призывались только мужчины. В области в ополчение вступило более 100 тысяч человек.
Слайд 6
На каждом из указанных ниже плакатов не хватает подписей-призывов. Подбери к каждому плакату соответствующую надпись.
Плакаты:
- Вступайте в ряды народного ополчения!
- Наши силы неисчислимы
- Могучее народное ополчение
Слайд 7
Чтец:
… Вдруг вижу лица строгие
из серого гранита,
И новых ополченцев
упорная строка,
Тяжелой сталью касок
головы облиты,
Как грани обелиска –
грани у штыка.
Колышится тревожно
бахрома на знамени,
Ветры сорок первого –
штормовой поры.
Движется народная
немеркнушая память
От Чаши, полной пламени,
от Часовой горы.
Ю. Адрианов «Огонь Часовой горы»
Ведущий: О каком месте в Н.Новгороде (в годы войны Горьком) пишет нижегородский поэт? Что находится в этом месте?
Ответы детей.
Слайд 8
Ведущий: В годы войны в центре Нижнего Новгорода площадь Советская (до 1917 года Благовещенская, Семинарская) была переименована в площадь имени Минина и Пожарского. От площади по радиусу расходятся семь улиц, среди которых появились улица Минина и улица Пожарского – они также получили свои новые названия в годы войны – в 1943 году.
Слайд 9-10
А в центре площади 7 ноября 1943 году был установлен памятник Минину скульптора А.И. Колобова.
Но сейчас этот памятник ты здесь не увидишь – он был перенесен на родину К. Минина в город Балахну.
Найдите и подпишите эти места на карте Н.Новгорода.
Дети выполняют задание.
Чтец:
Этой площади –
Семь с половиной веков.
Площадь Минина –
Площадь ушедших полков.
Площадь юности города,
Первых лучей,
Площадь памяти,
Площадь тревожных ночей.
…Сохраняет шаги поколений
Земля,
И темнеют шеломы
На башнях кремля:
Помнят первый поход
И последний поход –
Сорок первый,
Свинцовый от ярости год.
…Дули хмурые ветры
От Волги-реки
И лицом на Историю
Встали полки,
Где истоки,
Где слава,
Где отчая даль.
И мерцала отмщеньем
И яростью сталь.
Впереди – Подмосковье,
Потом – Сталинград…
Ю. Адрианов «Слово о площади Минина».
Ведущий: О каких битвах, сражениях Великой Отечественной войны, в которых приняли участие наши земляки, говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Что значит площадь Минина для нижегородцев?
Ответы детей.
Какие еще сражения этой войны тебе известны?
Ответы детей.
Ведущий: Среди подразделений, сформированных на горьковской земле, был даже дивизион бронепоездов.
В него входили два бронепоезда - «Козьма Минин» и «Илья Муромец». Они составляли 31-й Отдельный Особый Горьковско-Варшавский ордена Александра Невского дивизион бронепоездов.
Слайд 11
Бронепоезд «Козьма Минин» был построен Горьковскими железнодорожниками в конце 1941 года. Труженики паровозных и вагонных депо, рабочие других предприятий магистрали, сокращая и без того мизерные часы сна и отдыха – построили их в свободное от основной работы время, своими руками, на свои средства. В феврале 1942 года «Козьма Минин» был отправлен на фронт. Экипаж бронепоезда формировался из числа горьковчан, железнодорожников-добровольцев.
Слайд 12 - схема движения бронепоезда «Козьма Минин»
«Козьма Минин» прошел славный путь от Волги до Одера в Германии расстоянием в 2400 км. Он сражался на тульской и калужской земле, под Орлом и Брянском, под Жлобином на Днепре и под Ковелем в Западной Украине, под Варшавой на Висле и во Франкфурте-на-Одере. Зенитная артиллерия бронепоезда отбила сотни налетов вражеской авиации на железнодорожные узлы и станции. В январе 1945 года за освобождение Варшавы от немецко-фашистских захватчиков дивизиону бронепоездов было присвоено почетное наименование «Варшавский». Сейчас бронепоезд стоит на вечной стоянке возле Дворца культуры железнодорожников, что расположен в Канавинском районе Н.Новгорода на улице Июльских дней. Несколько десятилетий он находился в локомотивном депо Горький-Московский. Все эти годы локомотивщики поддерживали бронепоезд-памятник в хорошем состоянии.
Наград удостаивались не только люди, но и воинские формирования. Дивизион бронепоездов, в состав которых входил «Козьма Минин», награжден орденом Александра Невского.
Опиши орден Александра Невского. Какой он?
Попробуйте найти информацию о том, за что им награждались и чем он отличается от других орденов.
На какой награде изображен памятник Минину и Пожарскому в Москве?
Слайд 13
Слайд 14
Ведущий: Писатели, скульпторы, художники и композиторы стали в своем творчестве также обращаться к образу Кузьмы Минина. Не остались в стороне от этого и нижегородцы. Пьеса писателя В. Костылева «Козьма Минин» поставлена в сентябре 1941 года, и в ее постановке были задействованы лучшие силы Горьковского драматического театра. Она стала очень популярной среди горьковчан.
27 февраля 1942 года состоялась премьера оперы Э. Направника «Нижегородцы» в Горьковском театре оперы и балета им. А.С. Пушкина, посвященная К. Минину. Когда на сцене, изображавшей площадь у стены нижегородского кремля, звучал монолог-призыв героя-патриота Кузьмы Минина, все зрители испытали большое волнение.
Попробуйте найти и выписать слова, которые произнес К. Минин и которые так взволновали твоих земляков в годы войны.
Найдите на карте Н.Новгорода театры, в которых прошли эти спектакли.
Слайд 15
Ведущий: Так в годы Великой Отечественной войны пример подвига нашего земляка Кузьмы Минина помог в воспитании храброго, мужественного поколения. Он пробуждал в умах и сердцах простых солдат патриотизм, отвагу, волю к победе.
Рефлексия
Отметьте, какие эмоции Вы сейчас испытываете:
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.