Гражданская война в России
Цель урока: в результате исследования источников сформировать представление о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа, опираясь на исторические источники сформировать представление о причинах победы красных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выделить и охарактеризовать политические, социально-экономические и национальные противоречия, которые привели к Гражданской войне в России.
- Проанализировать политику «военного коммунизма».
- Подвести учащихся к выводам об итогах и последствиях Гражданской войны.
Развивающие:
- Продолжить формировать умение анализировать исторические документы.
- Развивать умение анализировать, аргументировать собственную позицию и формулировать выводы.
- Формировать умение организовать свою работу в группе.
Воспитательные:
- Дальнейшее формирование коммуникативной культуры.
- Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: Гражданская война, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, национализация.
Оборудование урока: ПК, мультимедийная установка, экран.
Ход урока
Организационный момент.
План урока
- Причины и особенности Гражданской войны в России.
- Проблемы периодизации Гражданской войны.
- Война «внутри демократии».
- Красные против белых.
- «Военный коммунизм» и его последствия.
- Итоги и последствия Гражданской войны.
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
Все рядком лежат –
не развесть межой
Поглядеть: солдат
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал
Кровь обагрила
Красным был – белый стал
Смерть победила.
М. Цветаева
Вопрос: Как вы считаете, к какому событию в истории нашей страны относится стихотворение М. Цветаевой?
Тема урока: «Гражданская война в России»
Вступительное слово учителя: Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные “неуловимые мстители” и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги.
Однако гражданская война – это не столько фанфары побед, сколько трагедия народа, заключающаяся в самой постановке борющимися силами бескомпромиссного вопроса: жизнь или смерть? Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побежденной, о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота, и жестокость борьбы.
Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на “своих” и “чужих”, обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой гражданской войны был народ.
Учитель: Вот как писала об этом М. Цветаева:
“Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка,
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел, и пропасть пролегла
От правого до левого крыла”.
Учитель: Посмотрите ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в годы гражданской войны.
Опрос домашнего задания:
- Вспомните значение понятий:
Гражданская война –
Иностранная интервенция – - Назовите особенности Гражданской войны в России.
- Почему стала возможной Гражданская война в России?
- Задание. В предложенном перечне укажите причины Гражданской войны
1) Изменение характера политической власти в стране.
2) Введение всеобщей воинской повинности
3) Отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма.
4) Отмена выкупных платежей
5) Недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов)
6) Заключение Брестского мира.
7) Экономическая политика советской власти в деревне (установление продовольственной диктатуры, организация продотрядов, комбедов и т.д.)
8) Созыв Учредительного собрания.
Проблема периодизации Гражданской войны.
Вопросы для учащихся (работа с учебником):
- Каковы причины разногласий историков о дате начала Гражданской войны в России.
- Почему историки предлагают несколько периодизаций Гражданской войны?
- Какие критерии лежат в основе каждого варианта периодизации?
В заключение беседы делаются записи в тетрадях учащихся.
Современная периодизация Гражданской войны в России (по учебнику):
1917– весна 1918 года – начальный этап Гражданской войны и интервенции.
- Май 1918– осень 1918 года – «демократический» период Гражданской войны.
- Осень 1918– 1920 года– военное противоборство красных и белых армий.
- 1921– 1922 годы – поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей.
Вопросы для учащихся: Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос?
Задание. Заполните таблицу: Гражданская война и военная интервенция 1917– 1922 гг.
Периоды |
Основные события и участники Гражданской войны |
Результаты, общая характеристика периода |
|
|
|
Учитель: 18 февраля 1918 года «Правда» писала «Вся Россия делится на два непримиримых лагеря – на большевиков и небольшевиков»
Учитель: Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: “Чью сторону принять?”. Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелегким нравственным выбором, даже подвигом.
Вопрос: Дать характеристику разных слоёв населения: которые поддержали Советскую Россию и тех, кто выступил на стороне белого движения?
Работа с документами
Вопросы и задания № 2
- В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
- Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
- На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.
1. Из записок В. В Шульгина.
Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, прежде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большевиками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Деятелей революции с широкой популярностью устраняли и преследовали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации местных самостийников.
2. Из статьи П. Н. Милюкова.
Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.
3. Из мемуаров П. Н. Врангеля.
Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти».
4. Из записок участника белого движения, журналиста А. А. фон Лемке.
Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооруженного выступления белых? Первой и основной причиной я считаю настроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабженной и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец, самих людей! Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинало мечтать об избавлении, которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные – население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые – население со злобой высчитывало, что у него взяли...
5. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».
Между тремя основными народными слоями – буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха – единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций – правых и левых... были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски «вернейшей» ориентации и «наилучших» форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.
Вопросы и задания № 3
- Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете назвать еще?
- Проанализируйте документ 3. Выделите международные аспекты победы большевиков.
- О каких преимуществах в ведении гражданской войны говорится в документе 5? Как на практике реализовывались эти преимущества большевиками?
- Обратите внимание на высказывание П. Н. Милюкова (документ 4). Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?
- Как вы объясните слова Л. Д. Троцкого (документ 6)? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне? Аргументируйте свой ответ.
1. Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».
Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворенность существующим положением; неизжитая еще рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть – пролетариату, земля – крестьянам, предприятия – рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта – восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.
2. Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского.
Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила восстановлением старого режима. Напротив, все последствия большевистских государственных переворотов не выступали еще с достаточной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наемным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха – все это казалось лишь следствием гражданской войны, которое исчезнет вместе с нею.
3. Из политического доклада В. И. Ленина на VIII Всероссийской конференции РКП (б).
Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя...
Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства... Все способы давления, финансового, продовольственного, военного, были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию... Латвию, Литву и Польшу... идти против нас... но... каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России... является только Колчак или Деникин, т. е. представители старой империалистической России...
4. Из воспоминаний П. Н. Милюкова.
...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.
5. Из работы И. В. Сталина.
Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, – однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, – превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и культурно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении...– превратились в базу контрреволюции...
6. Из речи Л. Д. Троцкого.
Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.
Из постановления ВЦИК (29 мая 1918 г.):
Центральный Исполнительный Комитет считает, что переход от добровольческой армии ко всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян повелительно диктуется всем положением страны как для борьбы за хлеб, так и для отражения обнаглевшей на почве голода контрреволюции, как внутренней, так и внешней.
Необходимо безотлагательно перейти к принудительному набору одного или нескольких возрастов.
Из сообщения газеты «Известия» (20 июля 1918 г.):
В ночь с 16 на 17 июля по постановлению президиума областного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Урала расстрелян бывший царь Николай Романов. Этим актом революционной кары Советская Россия торжественно предупреждает всех своих врагов, которые мечтают вернуть царский режим и даже выступают с оружием в руках.
Из приказа народного комиссара внутренних дел (4 сентября 1918г.):
Расхлябанности и миндальничанью должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейших попытках сопротивления или малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочно массовый расстрел.
Из постановления Совета народных комиссаров о красном терроре (5 сентября 1918 г.):
Совет народных комиссаров <...> находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью <...> что необходимо обезопасить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры.
Из постановления ВЦИК (30 ноября 1918 г.):
Не только в армии и во флоте, но и в продовольственном и транспортном деле, а также в области военной промышленности должен быть установлен военный режим, т.е. режим суровой трудовой дисциплины, отвечающий положению страны, которую бандиты империализма вынудили превратить в военный лагерь.
Из выступления В.И. Ленина на IX Всероссийской конференции РКП (б) (сентябрь 1920 г.):
Приближение нашей армии к Варшаве неоспоримо доказало, что где-то близко к ней лежит центр всей системы мирового империализма, покоящейся на Версальском договоре. Польша, последний оплот против большевиков, находящийся всецело в руках Антанты, является настолько могущественным фактором этой системы, что когда Красная Армия поставила этот оплот под угрозу, заколебалась вся система <...> С приближением наших войск к Варшаве вся Германия закипела <...> В Германии <...> появился странный тип черносотенца-революционера, подобного тому неразвитому деревенскому парню из Восточной Пруссии, который, как я читал на днях в одной немецкой небольшевистской газете, говорит, что Вильгельма вернуть придется, потому что нет порядка, но что идти надо за большевиками. Другим последствием нашего пребывания под Варшавой было могущественное воздействие на революционное движение Европы, особенно Англии. Если мы не сумели добраться до промышленного пролетариата Польши (и в этом одна из главных причин нашего поражения), <...> то мы добрались до английского пролетариата и подняли его движение на небывалую высоту, на совершенно новую ступень развития.
«Военный коммунизм» и его последствия (работа с учебником).
Рабочий лист.
Дайте характеристику политике «Военного коммунизма»
Причины введения политики «Военного коммунизма
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Сущность политики военного коммунизма
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Основные мероприятия политики военного коммунизма
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Итоги политики военного коммунизма
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Итоги и последствия Гражданской войны.
- Что обеспечило победу красным?
- Каковы были последствия Гражданской войны.
- В чем заключается трагизм Гражданской войны?
- Можно ли определить победителя в Гражданской войне с позиций общечеловеческих ценностей?
- В чем состоит главный урок Гражданской войны?
Учитель. Главный урок Гражданской войны состоит в отказе от насаждения нетерпимости, от столкновения различных слоев общества, от насилия и произвола как метода государственного строительства.
Рефлексия.
Оцените свою работу и работу класса на уроке:
- Я понял, что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Выставление оценок.
Домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 12-13, п.1-6.
на выбор:
- индивидуальные сообщения об участниках Гражданской войны.
- творческая мастерская «Картинная галерея» (знакомство одноклассников с репродукциями картин по периоду и портретами участников событий).
- творческая мастерская «Академия наук» (учащиеся представляют разработанный вариант тестового задания по теме по аналогу ЕГЭ)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.