Гражданская война в России
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 11.
Тема урока: Гражданская война в России
Место и роль урока в изучаемой теме: Раздел «Мировая война и революционные потрясения». Урок изучения новой темы
Цель урока: Осознание обучающимися Гражданской войны, как величайшей трагедии народа в истории России ХХ века.
Задачи урока:
- обучающая: выяснить причины поляризации общественных сил; усвоить основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны;
- воспитательная: на примере событий Гражданской войны воспитывать неприятие насильственных способов решения конфликтов; формировать эмоционально-волевую сферу: патриотизм, гуманизм, толерантность;
- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы: формулирование задач, путей их решения (развитие волевых психических процессов); анализировать исторический материал, делать выводы (развитие познавательных психических процессов)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся (ФОУД) |
Организационный |
Создание условий для продуктивной деятельности обучающихся |
Приветствие учащихся.
|
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
I этап Вызов:
|
– актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка обучающимися собственных целей обучения |
Цитаты на доске: «В гражданских войнах все является несчастьем» (Цицерон); «В гражданской войне всякая победа есть поражение» (Лукан) На слайде две картины: К. Юоон «Новая планета»; Д. Шмарин «Ледяной поход» В информационной карте высказывания: «...Гражданская война, была сплошным триумфом Советской власти, потому что у противников её, у эксплуататоров, у помещиков и буржуазии не было никакой, ни политической, ни экономической опоры, и их нападение разбилось» (В.И. Ленин) «Как и раньше, так и теперь я считаю неизбежной и необходимой вооруженную борьбу с большевиками до полного их поражения. Иначе не только Россия, но и вся Европа превратится в развалины» (А.И. Деникин) |
Прием «Ключевые слова» Побуждающий диалог Создание проблемной ситуации |
Какому историческому событию посвящен наш урок? Да, вы правы. Наш урок, сегодня пожалуй о самом сложном и дискуссионном вопросе отечественной истории. Обратите внимание, у вас на партах информационная карта, которая поможет нам сегодня логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Работа с информационной картой будет продолжена на последующих уроках. Прочитайте и осмыслите приведенные высказывания, попробуйте определить цель и задачи урока. Для достижения этой цели нам необходимо рассмотреть ряд вопросов. 1. Понятия «гражданская война» и «военная интервенция»; особенности Гражданской войны в России – работа со словарем. 2. Причины Гражданской войны – работа с учебником, информационной картой. 3. Расстановка противоборствующих сил – работа с историческими документами
|
Ф, И Читают цитаты и анализируют картины, работают с высказываниями Выделяют противоречие. Триумф и героизм, против борьбы и трагедии. Определяют для себя проблемный вопрос урока: гражданская война – это героическая страница истории или трагедия народа? |
II этап Осмысление содержания |
– Продвижение от «старого» знания к «новому»; -получение новой информации; -корректировка обучающимися поставленных целей обучения |
Слайд. Гуляла вольница метели, Секла по-красному, по-белому, «Гражданская война-это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия» (Ю.А. Поляков, академик) «Иностранная интервенция – вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства» Причины гр войны:
Особенности гр войны:
Слайд. Потери в ходе гражданской войны |
Прием «Инвентаризация» Актуализация известных понятий Работа с текстом, поиск ответа на поставленный вопрос
|
Давайте вспомним значение понятий «гражданская война» и «иностранная интервенция» Предлагает для записи определения Обратимся к учебнику, стр 65, выявить причины и особенности гражданской войны в России Далее, обращает внимание на сложность определения временных рамок гражданской войны (учебник, стр 67), дискуссионность в современной исторической науки ее периодизации Организовывает работу с историческими документами в группах (Приложение 1-5) |
Ф, Г, И, П Понятия знакомы, об-ся дают определения. Работают с Глоссарием, информационной картой, историческими документами Работа в группах, парах. Обсуждение, выводы Определяют причины поражения белого движения и победы красных. Используя полученные знания и информацию на слайде о потерях в ходе гражданской войны отвечают на проблемный вопрос |
III этап Рефлексия
|
– размышление, рождение нового знания; – постановка новых целей обучения |
В гражданской войне не может быть победителя. Гражданская война-величайшая трагедия народа Домашнее задание: параграф 12-13, п.1-6. на выбор:
Выставление отметок. |
Побуждающий диалог |
Побуждает к проверке гипотезы диалог, возвращает к первоначальным записям; вносит изменения, дополнения; |
Соотносят эпиграф на доске со сделанными выводами, «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.