Дифференцированная подготовка к ВПР по математике в начальной школе
Готовиться к ВПР следует уже с первого года обучения — именно тогда закладываются основы понимания учебного задания, ребенок приучается рассчитывать свои силы, выбирать порядок выполнения задач. Если в процессе обучения мы делаем акцент на какую-то одну работу, то есть риск упустить из виду большой пласт планируемых результатов, которые должен продемонстрировать четвероклассник. Так как же учителю преуспеть в организации обучения, а ученикам — в выполнении работы? Решение — дифференцированная подготовка к ВПР.Отражение дифференциации в дидактической системе обучения
- Цели. Предметные и универсальные учебные действия.
- Содержание. Обязательный и ознакомительный для изучения материал. Задания разной степени трудности, обобщенности.
- Методы. Приоритет наблюдения, поиска, исследования.
- Формы организации:
– групповая/парная;
– индивидуальная. - Контроль и оценка. Разноуровневые задания. Основная и дополнительная часть. Классификация по темам/разделам курса.
- Мотивация. Выбор ученика. Право на ошибку. Сотрудничество. Творчество. Самостоятельность.
Дифференцировать работу с детьми важно на всех этапах обучения и на этапе подготовки к контролю оценки знаний. Поэтому на этапе подготовки важно учитывать трудности, которые могут возникнуть у детей и те успехи, которые уже есть. Важно, чтобы ребенок смог перестроиться, когда в задаче изменены или нет каких-то слов, которые были раньше. Поэтому к одной и той же теме нужно предлагать ребенку разные вопросы и по возможности не тиражировать их.
Требования к математической подготовке выпускника начальной школы
В требованиях к математической подготовке время от времени происходят изменения. С 2009 года планируемые результаты претерпели изменения. К примеру, со временем значимость некоторых умений стала выше, чем это было еще 10 лет назад.ФГОС НОО. Приложение 4. Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Математика». 4 класс
Предметные результаты освоения должны отражать сформированность умений:
- Структурировать информацию:
– заполнять простейшие таблицы по образцу;
– достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными. - Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число.
- Конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части.
- Решать текстовые задачи, знать и использовать соотношения, решать задачи в одно-два действия: моделировать, планировать, записывать, анализировать, оценивать ответ.
- Осуществлять проверку полученного результата по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора.
- Выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов).
- Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «если ..., то ...»; приводить пример и контрпример; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения.
- Изображать окружность заданного радиуса, пользоваться циркулем.
Предупреждение типичных ошибок
- Трудности предметного характера: ошибки в вычислениях, неготовность решать текстовые задачи, проблемы в работе с геометрическими объектами (фигурами, величинами).
- Трудности метапредметного характера: непонимание смысла задания, частичное выполнение задания, логические ошибки.
Дети зачастую с трудом различают фигуры, не видят равные стороны, прямой угол, испытывают трудности при работе с геометрическими величинами. Особенно, когда происходит переход от линейных величин к работе с площадью.
Еще бывает, что ребенок не понимает, что от него требуется в задаче: не может выделить суть, теряет числовые данные, зависимости.
Другая распространенная проблема: частичное выполнение задания. Невозможность довести решение до конца, неполное выполнение задания: когда в задаче есть несколько подпунктов, а ребенок справляется с первым и пропускает остальные.
Трудности ученика в решении текстовых задач
Готов ли ребенок, которому тяжело дается счет, быстро перейти от умножения к сложению? Дается ли ему в процессе обучения такое право? Ведь никто не снизит балл, если вместо умножения он выполнит сложение, но при этом получит верный результат.А если ребенок будет напуган и не станет выполнять сложение вместо умножения, то его мотивация будет снижена, уверенность в правильности решения задачи пропадет, что в конечном счете снизит возможность выполнения всех заданий.
Задача под номером три — пример такого задания:
ВПР-2018, № 3
В магазине продаются кондитерские изделия в пачках. На рисунке показаны цены. Сколько всего рублей надо заплатить за три пачки крекеров и одну пачку зефира?
Запиши решение и ответ.
Задача № 8 — текстовая. Но эта задача не только на понимание написанного, ведь нужно знать еще и соотношение граммов и килограммов. Получается, задача соответствует разделу «Решение текстовых задач» и разделу «Числа и величины». Для того чтобы выполнить эту задачу, ребенку нужно проявить целый спектр умений!
ВПР-2018, № 8
Три килограмма мороженого упаковали в большие и маленькие пачки. Большая пачка весит 600 г, а маленькая — 300 г. Получилось 6 маленьких пачек. Сколько понадобилось больших пачек?
Запиши решение и ответ.
Ошибки при работе с геометрическим материалом
Пример задания, которое предлагалось два года назад в нескольких регионах РФ. Кстати, оказывается, более половины пятиклассников не могут найти длину отрезка в сантиметрах и миллиметрах! Почему это происходит? Просто фигура представлена не так, как ребенок привык ее видеть. А еще не все понимают, что KB и BK — это один и тот же отрезок. Нет привычки, нет опыта — вот и проблема.Еще один пример критической для ребят задачи — нахождение периметров и площадей. Ребенок получает задание без рисунка. Но некоторым важны зрительные представления, поэтому есть рекомендация давать таким ученикам наглядный материал.
Важно обсуждать решение задачи с детьми после выполнения работы, чтобы понять ход их мыслей, действия при ответе на поставленный в учебной задаче вопрос. Кто-то будет решать сам, а кто-то — искать и обсуждать ошибки, разъяснять в чем их суть.
Коля обошел площадку прямоугольной формы для игры в бадминтон и установил, что им сделано 60 шагов. Какова длина площадки, если ширина составила 12 шагов?
1) 144 шага (11 %)
2) 48 шагов (50 %)
3) 36 шагов (19 %)
4) 18 шагов
Организация парной и групповой работы на уроках математики
Какую парную и групповую работу можно организовать на этапе подготовки к ВПР? Конечно, нужна специальная работа с текстом математических задач, чтобы показать детям: несмотря на то, что тексты задач разные, показать нужно одно и то же, или наоборот, задачи очень похожи между собой, но вычислить нужно разные значения.Задания:
- Работа с текстом математического задания.
- Планирование хода действий.
- Использование моделей для решения нестандартных задач.
- Проверка решения на реальность и достоверность.
- Составление задач.
- Лидерное взаимодействие.
- Паритетное взаимодействие.
- Демократическое взаимодействие.
О том, как грамотно подготовить детей к ВПР с помощью пособий корпорации «Российский учебник», узнаете в записи вебинара и в презентации, которую можно скачать в конце материала.