Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ 2017 года: решение уравнений и неравенств
Материал составлен на основе вебинара «Подготовка учеников к решению уравнений и неравенств в ОГЭ и ЕГЭ 2017 года». Смотреть запись вебинара
Ведущие вебинара — Муравин Георгий Константинович, канд. пед. наук, профессор, почетный работник образования, зав. кафедрой математического образования ИРОТ, Муравина Ольга Викторовна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры математического образования ИРОТ.
Перейти в каталог учебной продукции: Линия УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной. Математика (5-6) , Линия УМК Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной. Алгебра (7-9), Линия УМК Г.К.Муравина, К.С.Муравина, О.В.Муравиной. Алгебра и начала математического анализа (10-11) (баз.)Никто не отменяет бумажный учебник, но, во-первых, с приобретением школами традиционных учебников возникают трудности, а ЭФУ общедоступна и дешева, во-вторых, электронная форма удобнее методически для учителя и более привлекательна для ученика.
Разговор о решении линейных уравнений в ОГЭ и ЕГЭ начался с простейших в начальной школе, продолжился материалом 5 класса: методика подробно комментировалась автором и сопровождалось показом страниц, заданий учебника. Например, насколько важны «правила чтения уравнения»; принцип «порционной» подачи теории; работа над понятием «корень уравнения», работа со схемами уравнений… Типовые формулировки заданий отсутствуют, много заданий на фронтальную работу: иногда важнее не ответ, а умение искать путь к решению, рассуждать. К тому же надо развивать математическую речь учеников.
В 6 классе, когда введены отрицательные числа, модуль числа, множества — при решении уравнений вводятся 2 классических (алгебраических) способа решения. Учебник предлагает решения по плану с комментированием этапов, решение по образцу, идет чередование теории с решением. Предусмотрены дополнительные задания на те трудности, которые могут встретиться у ученика, — на выбор учителя. Именно учитель видит и снимает трудности своих учеников. Самые слабые ученики эффективно идут по рабочей тетради, вписывая нужное. Без усвоения употребляемых определений и понятий учить невозможно.
В 8 классе решение квадратных уравнений. Показаны и прокомментированы итоговые задания по теме. Авторы настаивают на праве решения квадратных уравнений разными способами.
В 9 классе решают систему линейных неравенств. Система упражнений «от задания к заданию» раскрывает весь материал решения методом интервала. Он постепенно усложняется. В заключение показаны все виды заданий, где применяется метод интервала.
Учебники 10-11 классов содержат все виды уравнений, неравенств и свойств функций. Рассматривались задачи на ЕГЭ базового и профильного уровня: решения, образцы оформления.
Что мешает детям любить предмет? Очень часто — повышенная строгость учителей математики («ничего нельзя») — но это («а то поставлю двойку») — больше не работает. Математическое мышление надо кропотливо взращивать. Разговаривать о математике — обязательно.