Формируем УУД на уроке технологии в 4 классе
Корпорация «Российский учебник» готовит к изданию вторую часть пособия «Технология» для 4 класса, авторства Е.А. Лутцевой. Уже сейчас УМК, вошедший в серию «Начальная школа XXI века», обеспечивает формирование всех важных универсальных учебных действий, необходимых в начале учебы в 5 классе. Представляем основные элементы содержания курса.УУД на уроке технологии, 4 класс
Основная цель занятий по технологии — это развитие мышления. Чтобы развить мышление, нужно изучать разные способы действий и решения задач. Курс построен динамично, и формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках технологии идет с постоянным усложнением. В четвертом классе происходит освоение нового путем поиска аналогий и переноса известного в схожие или новые ситуации, большинство практических работ имеют проектный характер.
С 1 по 4 класс дети узнают:
-
Понятия («что это?»): материаловедческие, конструкторские, технологические.
-
Способы действий («как делать практически?»): технологические операции, способы и приемы ручной обработки материалов.
-
Правила, алгоритмы («как делать теоретически?»): как размечать, как резать, как наносить клей и др.
Развитие УУД на уроках технологии происходит через поиск — интеллектуальный и практический. Так дети на всю жизнь усваивают универсальные способы действий, учатся быть умными, мобильными, приспосабливаемыми.
В 4 классе школьники изучают:
-
Основные материаловедческие понятия: синтетические материалы (полиэтилен, поролон, пластмассы), нефть (как универсальное сырье), металл (фольга), вторичное сырье.
-
Основные конструкторско-технологические понятия: научно-технический прогресс, влияние современных технологий на окружающую среду, общее представление о производственном процессе, требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, удобство, эстетика), технологии обработки изучаемых синтетических материалов, строчки петельного и крестообразного стежков.
-
Основные информационно-технологические понятия: технические возможности компьютера, дополнительные устройства компьютера (динамики, сканер, принтер и др.), тексты и таблицы в программе Word (создание, сохранение, редактирование и др.), компьютерная презентация.
-
Технологические операции: разметка деталей, выделение деталей из заготовки, формообразование деталей, сборка изделия, отделка деталей и изделия.
-
Способы выполнения технологических операций: подбор размеров для разметки разверток по чертежу, разметка синтетических материалов, резание синтетических материалов, перетягивание резинкой и проволокой, сшивание строчкой петельного стежка, вышивка строчками петельного и крестообразного стежков.
-
Профессии: радиотехник, изобретатель, космонавт, физик, художник-конструктор, дизайнер, инженер-технолог, рабочий, сварщик, пожарный и др.
-
Технические достижения: техника XX и XXI веков (строительная, производственная, бытовая, медицинская, комическая, специальная), телевизионное изображение, компьютерные технологии, космические технологии, использование роботов на производствах, переработка нефти, переработка отходов, энергосбережение.
Методические основы уроков технологии
УУД на уроке технологии предполагают включение детей в учебную деятельность, развитие основ умения учиться.
Метапредметные результаты:
-
работа с информацией,
-
работа с учебными моделями,
-
использование знаково-символических средств, общих схем решения,
-
выполнение логических операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие,
-
определение границ собственного знания и «незнания».
Виды работ:
-
Поиск способа выполнения технологического приема.
-
Изучение свойств материалов, конструктивных особенностей.
-
Использование полуфабриката для разборки конструкции.
-
Изучение нового материала в сравнении с известными.
-
Наблюдение изделий, полуфабрикатов, инструкционных карт, схем, информации на электронных носителях-CD, в Интернете и др. с последующим обсуждением.
В пособиях «Технология» нет разделения на уроки — распределение осуществляет учитель, в зависимости от подготовленности учеников и материально-технической базы школы.
Примеры практических заданий из учебника Е.А. Лутцевой
«Скорость вычислений и обработки информации»
Выбери в учебнике по математике математическое выражение. Выполни вычисления. С помощью секундомера определи время выполнения работы. Повтори вычисления, но только с помощью калькулятора. Засеки время работы. В каком случае результат получен быстрее?
«Точность следования инструкциям»
Постарайся как можно точнее воспроизвести одно из правил правописания из учебника по русскому языку (допустим, правописание окончаний существительных в предложном падеже). Подбери примеры и примени правило. Затем найди в учебнике это правило и проверь точность действий.
«Совершенствование производства и технологий»
Выполни простейшую чеканку.
-
Приготовь для работы металлическую пластину (пищевую фольгу), чеканы (пустой стержень шариковой ручки, шариковую ручку с округлым колпачком), мягкую подкладку (пачку газет), инструменты (карандаш, линейку ножницы), картон (подложка под фольгу).
-
Рассмотри образцы панно в технике чеканки в учебнике или найди в Интернете.
-
Выбери сюжет (придумай свой или воспользуйся журналами, открытками, интернетом).
-
Перенеси изображение на пластину (по шаблону или перерисуй).
-
Обведи изображение с нажимом пустым шариковым стержнем.
-
Положи пластину на подкладку и выполни необходимые приемы чеканки. Чередуй выпуклые и вогнутые изображения, переворачивая пластину.
-
Оформи изделие: закрепи готовую пластину на картонной подкладке (используй металлическую линейку для получения ровных сгибов на металле).