Физика на детской площадке
Цели проекта:
1.На практике использовать знания, полученные при изучении физики;
2.Понять, что же такое механическое движение, изучить особенность механического движения, как одного из видов движения.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.А.С. Пушкин
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что многие явления природы трудно объяснить, пользуясь лишь словесными описаниями, полученными через учителя. Знания усваиваются лишь тогда, когда мы получаем их через опыт, через самостоятельно добытую информацию. Опыт- есть критерий истины
Цели проекта:
- На практике использовать знания, полученные при изучении физики
- Понять, что же такое механическое движение, изучить особенность механического движения, как одного из видов движения.
Задачи проекта:
- Расширить знания о механическом движении, траектории, выяснить природу этого явления.
- Провести исследования, эксперименты, подтверждающие значение механического движения.
- Развивать знания и целостное представление о физических явлениях, учиться сравнивать, делать выводы
Ожидаемые результаты:
- ориентироваться в наиболее распространенных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания.
- Овладеть элементами исследовательского метода и получить представление о характере научной деятельности.
- Приобрести умение использовать полученные естественнонаучные знания на практике.
Физика – удивительный и интересный предмет, занимательная наука.
Физика всегда вокруг нас, мы постигаем её, наблюдая и объясняя всё происходящее внутри нас и вокруг. Физика – одна из древних наук. Как наука зародилась она очень давно. Попытки объяснить явления природы были и в Китае, и в древней Греции, Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке д.н.э. Аристотель ввел понятие «физика» (от греческого слова «фю-зис» – природа).
В русском языке это слово появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике.(А.В. Перышкин «Физика 7 кл.стр.3)
Физика – одна из основных наук о природе. Мне очень интересно постичь тайны этой науки. Хочу разобраться в физических формулах, хочу выучить их незаметно для себя в процессе работы, игры, хочу познакомиться с различными видами движений. Чтобы ответить на все вопросы иду на детскую площадку в парк.
Кататься на качелях, скатываться с горок и взбираться на другие, не менее интересные конструкции, на детской площадке – это самое обожаемое занятие детей. Лишь обратив внимание на движение предметов и себя относительно них, мы получаем первые важные представления о физике «Механическое движение» (параграф 14 стр. 40 «Физика 7 класс» А.В. Перышкин). Изменяя свое положение в пространстве, переходя из одного места в другое, тело движется по некоторой линии, которое называют траекторией движения тела. По форме она может быть прямой или кривой. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путем (параграф 14 стр. 41 «Физика 7 класс» А.В. Перышкин).
Что позволяет нам судить о том, движется тело или покоится? Если тело изменяет свое положение в пространстве с течением времени, то говорят, что это тело движется.
Даже поэты обсуждают вопросы физики.
Александр Сергеевич Пушкин в одном из своих стихотворений так описывал движение.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее он не мог бы возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.А. С. Пушкин
В этом отрывке отражен один очень важный момент, который нужно обязательно учитывать, когда мы рассуждаем, движется тело или покоится. А именно: относительно какого тела происходит или не происходит движение.
А вы умеете качаться на качелях? И Вы сможете сами сильно раскачаться? Глупые вопросы? Не очень! Оказывается, не все так просто.
Вы заметили, как люди обычно начинают раскачивания на качелях?
Маленькие дети садятся на сиденье и терпеливо ждут, когда качели сами начнут раскачиваться, или громко зовут маму … Они еще не знают, что такое физика!
Дети старше и опытней садятся на качели, затем в зависимости от того, на сколько позволяет длина ног, достающая до земли, отступают ими как можно дальше назад (т.е. отклоняют качели от положения равновесия), и только затем поднимают ноги в воздух … желая раскачаться сильнее, они начинают невпопад «брыкаться» на качелях, и иногда из этого кое-что получается. Но, скорее всего, они еще тоже не в курсе физических законов!
Качели представляют собой простой механизм, относящийся к рычагам (А.В. Перышкин «Физика 7 кл.»параграф.58,57). Когда ребенок сидит – это положение равновесия. Чтобы качаться, нужно нарушить равновесие, отклониться в сторону. Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело вновь к нему возвращается, называют устойчивым. (Параграф 64,с 188 «Физика 7 класс» А.В. Перышкин).
«Крутилка». Изучаем вращательное движение, физические характеристики движения тела по окружности.
Вращательное движение — это движение тела, при котором точки описывают окружности, размещенные в параллельных плоскостях, причем центры всех окружностей располагаются на одной прямой, которая обычно определяется как ось вращения.
Вращательное движение представляет траекторию в виде кривой линии, а скорость в каждой точке кривой линии направлена по касательной. (Параграф 14 стр. 41-42 «Физика 7 класс» А.В. Перышкин)
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности
(Если траектория представляет собой прямую линию, то такое движение тела называют прямолинейным. Если траектория представляет собой кривую линию, то такое движение называют криволинейным)
Итак, по виду траектории движение бывает прямолинейное (беговая дорожка) и криволинейное (горка, карусель). При криволинейном движении скорость тела направлена по касательной к окружности. При криволинейном движении ускорение направлено к центру окружности (параграф 14 стр. 41 «Физика 7 класс» А.В. Перышкин)
(прямолинейное движение)
При движении тела по окружности модуль вектора скорости может меняться или оставаться постоянным, но направление вектора скорости обязательно меняется. Поэтому вектор скорости является величиной переменной. Значит движение по окружности всегда происходит с ускорением.
(криволинейное движение)
(криволинейное движение)
Итак, побывав на детской площадке, мы приобрели умения использовать полученные естественнонаучные знания на практике. Расширили знания о механическом движении, траектории, роли механического движения в жизни человека.
Работая над этой темой, я узнала, что механика является частью науки о природе и возникла, как необходимая область, с помощью которой человек изучал силы природы, чтобы в дальнейшем их использовать себе во благо.
А механическое движение является одним из главных вопросов, которые изучает механика. О механическом движении было создано много законов, которые можно увидеть в трудах Исаака Ньютона, Галилео Галилея, а так же М.Коперника. Один из крупнейших ученых механиков Уильям Роуан Гамильтон (1805-1865) назвал механику «научной поэмой».
Практическое освоение простейших машин (блоки, рычаги, клинья, колеса) относится к античности. Сохранившиеся до наших дней и описанные в литературе сооружения Греции, Рима, Египта IV — III веков до н.э. требовали для своего создания знаний о равновесии и движении тел. О том, что такое центр тяжести тела или системы тел, как применить рычаг, какие преимущества дает перемещение грузов с помощью колес, блоков и наклонных плоскостей. Вращательное движение преобразовывали с помощью систем зубчатых колес.
Сооружения древнего Вавилона, Средней Азии, Ирана используют сочетания различных простых механизмов. Поражает относительно высокая точность обработки результатов астрономических наблюдений, выполненных в Древнем Вавилоне. При этом невозможно было не пользоваться, понятием скорости точки на криволинейной траектории. Кривые при этом заменялись ступенчатыми линиями, вычисления требовали большой математической виртуозности.
Механика имеет долгую и поучительную историю. И эта история продолжается на наших глазах, потому что механика, как любая другая наука, содержит и в наши дни много белых пятен и неисследованных вопросов.
Физика – наука о природе,
Физика-царица всех наук!
Кто поймет, кто сможет разобраться
Тот во всех науках все поймет
Тот, кто вникнет в сердце, в суть закона,
В формулу сумеет все собрать,
Тот и в жизни сможет разобраться,
И проанализирует все в лад.
Сможет выдвинуть гипотезу он верную,
И решенье верное принять…..Партиспанян К.Р.
P.S.
Инструктаж по ТБ соблюдался.
Детские аттракционы не пострадали.
К интересующимся нашей работой детям и птицам отнеслись с уважением.