Физика и тайна хакасской юрты
- Участник: Ивандаев Роман Александрович
- Руководитель:Султрекова Елена Владимировна
Введение
Юрта – национальный символ хакасов. В наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко. Однако, с другой стороны, отдельные хакасские семьи на сегодняшний день строят большие дома в виде юрты.
Рассматривая хакасскую юрту изнутри и внешней стороны, у меня возникли вопросы: почему юрты делали многоугольными? Почему хакасы юрту покрывали берестой, а зимой – войлоком? Почему очаг находился в центре юрты и имел отверстие? Как отапливалось помещение, не было ли там холодно? Более того, мои родители рассматривают вопрос построения дома-юрты. Учет вышеизложенных фактов определил тему моей работы «Физика и тайна хакасской юрты». При поиске материала в интернете и литературе, я не смог найти отдельных исследований на эту тему. Поэтому данная тема актуальна для изучения.
Цель исследования: рассчитать сколько потребуется березовых дров для того чтобы нагреть юрту от 00до250С., провести эксперименты, демонстрирующие от каких величин зависит удельная теплоемкость камня и войлока, установить математическую зависимость.
Задачи:
- найти и изучить литературу о юртах хакасского народа, описать их и найти ответы на вышеперечисленные вопросы;
- изучить историю появления первых юрт;
- провести собственный эксперимент по изучению вопроса отопления в хакасских юртах.
Гипотеза: вероятно, что наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными.
Объект исследования: юрта – традиционное жилище хакасов.
Предмет исследования: физика и тайна хакасской юрты.
Методы исследования: теоретический (анализ литературных источников), эмпирический (эксперимент на практике).
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями на уроке физики, на классных часах по теме традиционного жилища хакасского народа, людьми, которые планируют построить себе дом-особняк в виде юрты, а также туристами, интересующимися традицией и культурой хакасского народа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Из истории появления первых юрт
Слово юрта пришло в русский язык из тюркского «jurt». Первоначально оно переводилось как «народ», позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В современных казахском и киргизском языках есть слово «ата-журт» — отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как «отцовский дом».
Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке — гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов «юрта» переводится просто как «дом» или «жилище», что подчеркивает ее важность и значимость.
Когда появились первые юрты? Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII—IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты — это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас.
А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.
1.2. Юрта – национальный символ хакасов
Традиционным жилищем хакасов-скотоводов была круглая юрта, крытая летом берестой, а зимой – войлоком. Начиная с середины XIX века на территории левобережья Среднего Енисея с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, в Хакасии распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей – агас иб. Они были шести-, восьми-, десятиугольными, а у богатых двенадцати– и даже четырнадцатигранными.
Стены деревянной юрты складывались из отесанных лиственничных бревен в 8-10 венцов. Высота обычной юрты доходила до 3,5 метров при диаметре 6-8 метров. Хакасы верили, что нужно жить в гармонии с миром, найдя свое место в окружающей действительности. И юрта повторяла этот мир вокруг, а каждый человек в ней знал свое место. Можно сказать, что юрта – это микрокосмос в хакасском мировоззрении. У юрты есть небо – купол, выход в космос – тунук (круглое отверстие в куполе), гора – южная, мужская половина юрты (здесь устанавливалась мебель и мужские орудия труда) и низина – женская, северная половина (на женской половине располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда – прялки, ступы, одежда). Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону. Супружеская кровать располагалась напротив двери на западной стороне и занавешивалась пологом. В социальном отношении юрта делилась на непочетную и почетную части. Первая располагалась от двери до очага, вторая начиналась от очага – здесь принимали наиболее уважаемых гостей. Дверь юрты, как и у других тюркских народов, была ориентирована на восток, что связано с почитанием солнца.
Символическим центром юрты являлся очаг, над которыми находился дымоход. Пол традиционных жилищ хакасов был земляным. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).
Почему юрта круглая (многоугольная)?
Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган, а еще круглые здания наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее четырехугольных домов.
Почему хакасы юрту покрывали берестой, а зимой – войлоком?
Чтобы войлок юрты не промокал от дождя и снега, сверху закрывали берестой. А белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Богатые хозяева покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. Например, 1704 г. у князя Улагача казаки захватили " цветную юрту со всяким убранством". А зимой юрту покрывали войлоком, так как войлок плохой проводник тепла, за счет того, что между собой его шерстинками содержится воздух.
Зачем нужно отверстие в куполе?
Отверстие в куполе, которое называют тунук, имеет сразу несколько функций. Это и вентиляционная шахта, и освещение, и часы, и ритуальный символ. Установка юрты обычно делалась так, чтобы первые лучи света через тунук падали на мужскую половину, а закатные лучи — на женскую.
Как отапливалась юрта?
Отапливалась юрта, за счет расположенного в ее центре очага. Тепло по юрте, распространялось за счет излучения, от очага шли тепловые лучи и за счет конвекции, и циркуляции потоков воздуха.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Расчеты определения обогрева юрты березовыми дровами
Для расчета я исследовал юрту, которая находится на территории хакасской национальной гимназии. Я рассчитал сколько потребуется березовых дров для того чтобы нагреть юрту от 0° до 25°С. Но для того чтобы сделать расчеты необходимо знать объем юрты, массу воздуха и используя уравнение теплового баланса найти массу дров.
Юрта восьмигранная, я измерил одну грань – 2,6 м, нашел периметр – 8 · 2,6 м = 20,8 м, радиус юрты – 3,2 м и нашел S используя формулу площади правильного n-угольника S = ½ Р · r, где Р – периметр, r – радиус вписанного круга. S1 = ½ · 20,8 м · 3,2 м = 33,8 м2.
V1 = S1 · h1 = 33,28 · 1,6 = 53,25 м3 – объем нижней части юрты.
V2 = 1/3 π · r2 · h2 = 1/3 · 3,14 · (3,2)2 · 2 м = 1/3 · 3,14 · 10,24 · 2 = 21,4 м3 – объем верхней части юрты под крышей восьмигранный конус, где r – радиус основания конуса, а h – его высота. Объем всей юрты равен сумме V1 и V2.
V = V1 + V2 = 53,25 м3 + 21,4 м3 = 74,68 м3. Находим массу воздуха в юрте
mв = ρ · V = 1,29 кг/м3 · 74,68 м3 = 96,34 кг.
Q1 = cв · mв · Δt° = 1000 Дж/кг · °С · 96,34 кг · 25 °С = 2408500 Дж.
Q1 = Q2 уравнение теплового баланса.
cв · mв · Δt° = q · mдр отсюда следует mдр = cв · mв · Δt°/q = 2408500 Дж/1,3 · 106 Дж/кг = 1,85 кг. По расчетам должно хватить около 2 кг сухих березовых дров, но на практике массы этих дров не хватает для обогрева юрты. Почему?
За счет конвекционных потоков большее количество теплоты выходит через тунук. Обогрев юрты идет за счет излучения, т.к воздух обладает плохой теплопроводностью, то КПД от дров около 20%, следовательно дров необходимо приблизительно около 10 кг. Это было доказано практически на опыте.
2.2. Определение удельной теплоемкости камня.
Очаг в юрте складывается из камней и глины. Я определил плотность камня. Для этого я нашел его массу (m=0,068кг). Чтобы вычислить объем этого камня, я налил в мензурку 0,1 кг воды и опустил в нее камень. По разности уровня воды до и после опускания камня можно рассчитать его объем:V=0,000021 м3. Тогда его плотность:
Ρ = 0,068 кг / 0,000021 м3 = 3238 кг/м3.
Еще я рассчитал удельную теплоемкость камня. Для этого я сначала опустил его в холодную воду (t°1 = 20 °C), а затем в горячую воду (t°2 = 70 °C). Через некоторое время температура воды изменилась (t° = 50 °C). Получим уравнение теплового баланса Q1 = |Q2|, где Q1 – количество теплоты, принятое камнем, и Q2 – количество теплоты, отданное горячей водой, или |Св · mв·(t° – t°2)| = Cк · mк · (t° – t°1). Тогда Cк = |Св · mв · (t° – t°2) | / mк · (t° – t°1) = 4117 Дж/кг · °С. То есть если разжечь очаг, то камни будут нагреваться и остывать достаточно медленно.
2.3. Определение удельной теплоемкости войлока
Войлок саморегулирует микроклимат в юрте, летом в ней не жарко, а зимой тепло.
Я определил удельную теплоемкость войлока. Для этого опустил войлок (m = 0,009 кг, t°1 = 20°С) в горячую воду (m = 0,125 кг, t° = 85°С). Через некоторое время температура воды изменилась (t° = 82°C). Свойл = |Св · mв(t° – t°2| / mвойл(t° – t°1) = 940Дж/кг · °С. Т.е. чтобы летом солнце нагрело войлочный покров и саму юрту, нужно большое количество теплоты.
Большой объем воздуха участвует в конвекции. При зажигании очага дым идет вверх, а теплообмен осуществляется за счет конвекции. Также плотность дыма меньше плотности воздуха, поэтому действует архимедова сила, направленная вертикально вверх, и дым выходит, нагревая молекулы воздуха, а высокая труба создает разность давлений между полом и отверстием дымохода.
Заключение
Хакасия – земля наших далеких предков, живших много-много лет тому назад. Хакасия – сила хакасского народа. Она живет в душе каждого хакаса. Наши предки оставили нам много интересных вещей, которые мы до сих пор не можем понять. Это курганы, письма на холмах и камнях, орудия труда и многое другое. Я думаю, что наши предки хотели передать свои знания, рассказать нам как они жили в эти далекие времена, как выживали в трудных ситуациях, кого они почитали, рассказать как они строили себе жилища и многое другое. Хакасы – сильный и могучий народ, они почитали свою родную землю, огонь, воду, тайгу. Они кормили огонь, веря в то, что огонь – это божество. До сих пор мы – хакасы, верим в это и стараемся сохранить традиции и обычаи своего народа. В своем исследовании я сделал такой вывод: наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными. Они делали это все без современных оборудований и орудий. Это нам говорит о том, что наши предки были умными и способными людьми, умевшие выживать в трудных и опасных ситуациях.
Таким образом, цели и задачи, поставленные мною, я считаю, решены. Гипотеза работы о том, что наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными, подтверждена.
Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.