Кино о войне: как снимался фильм «В бой идут одни "старики"»
«В бой идут одни „старики“» — советский художественный фильм 1973 года режиссёра Леонида Быкова. Кинофильм о Великой Отечественной войне, собравший более сорока четырёх миллионов кинозрителей, стал первым из десяти самых кассовых фильмов 1974 года (год выхода на экраны). Сам фильм, а также режиссёрская и актёрская работа получили множество наград республиканских и международных кинофестивалей. Чем же кино о военных буднях лётчиков-истребителей заслужило зрительскую любовь и высокую оценку критиков? Как Леониду Быкову удалось создать не просто фильм о войне, но и о высоких чувствах и вечном искусстве? Наша специальная статья к Дню Победы для тех, кто хочет узнать о любимом фильме немного больше.
Кадр из кинофильма «В бой идут одни „старики“», режиссер – Леонид Быков.
Мечтавший в молодости стать лётчиком, Леонид Быков всегда хотел снять фильм про пилотов истребителей. Переехав из Ленинграда в Киев, Быков вместе со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким создали сценарий, основанный на реальных событиях времён ВОВ. Естественно, все произошедшее претерпело некоторые изменения, например, для того чтобы связать нужные события, был применён метод «художественного синтеза», при котором отдельные происшествия, случившиеся в разных местах в разное время, связывались воедино.
История создания
Для создания истинной картины будней лётчиков Быков много консультировался с ветеранами, изучал специальную литературу. Благодаря этому многие персонажи фильма имели реальные прообразы. Так, капитан Алексей Титаренко, которого в фильме играл сам Быков, частично «списан» сразу с нескольких человек: с дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова и Героя Советского Союза Ивана Лавейкина, также некоторые факты были взяты и из биографии трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба.
«Поющая» эскадрилья тоже существовала на самом деле. Именно в ней и служил Виталий Попков. В эскадрилье существовал собственный хор, а два самолёта в ней были даже подарены оркестром Утёсова. На освобожденных территориях давались концерты. На один из таких концертов однажды и попал молодой Быков. К концу шестидесятых годов, уже обдумав сюжет будущего фильма, Быков лично спрашивал у Попкова разрешения сделать кинофильм о «музыкальной» эскадрилье.
Многие реальные фразы, сказанные военными лётчиками в боевые минуты, также нашли отражение в фильме. Так, Виталий Попков рассказывал об одной из таких реплик и о самом названии картины:
«В 41-м году пришёл в полк к командиру дивизии генерал-полковнику Михаилу Михайловичу Громову, впоследствии ставшему командующим 3-й воздушной армией. Сидело нас около сотни, и Громов спрашивает: «Ну, у кого есть боевые вылеты?» Все молчат. А для справки сообщу, что у Хартмана, лучшего лётчика фашистской Германии, перед началом войны было 600 часов боевых налётов. У меня был один боевой вылет — будучи инструктором Батайской школы, я летал на прикрытие моста в Ростове-на-Дону — 1 час 34 минуты, но я храбро поднял руку. «Понятно, — сказал комдив, — в бой идут одни „старики“». Вот и Кузнечик в конце фильма, невзирая на протесты новичков, говорит перед полётом эту самую фразу. Киношники р-раз её — и в название фильма».
К слову, традиция лётчиков пускать в бой только «стариков» означает, что прибывший состав молодых и неопытных лётчиков сразу в небо не отправлялся. Вместо них всегда летели опытные бойцы.
Препятствия на пути
Когда сценарий был закончен, возникли неожиданные препятствия — Госкино Украины не одобрило картину. Чиновникам показалось, что сюжет не достаточно героический, и согласия на съемку получено не было. Тогда Быков во время своих поездок по Советскому Союзу стал зачитывать зрителям отдельные части сценария. Люди принимали историю с восторгом, что окончательно убедило Быкова в успехе своего будущего фильма. Чуть позже заступиться за сценарий решили и ветераны — это позволило Быкову продолжить свою работу.
Однако следом начались проблемы с самолётами, точнее с их отсутствием. Нужных Быкову самолётов не оказалось, и режиссёру пришлось обратиться к известному пилоту-истребителю Александру Покрышкину, который в то время был уже председателем Центрального комитета ДОСААФ. Сценарий был изучен, и самолёты были выданы. То были не совсем те машины, которые искал Быков, но тем не менее самолёты были настоящие, рабочие и участвующие во Второй мировой войне.
Помимо технических проблем было ещё множество других. Бюджет выделили на фильм небольшой, директора картины постоянно менялись, также происходило множество мелких трудностей. Однако фильм наконец удалось снять. И вот, когда фильм начали представлять зрителям, мнения их разошлись. Обычным людям и ветеранам кино понравилось, а вот чиновники снова не одобрили картину. Фильм уже даже «заморозили», но ходатайство высокопоставленных военных позволило картине выйти в свет. Множество наград, которые получил фильм сразу же после выхода на экраны, мгновенно доказали, как были неправы в своих суждениях чиновники.
«Будем жить!»
Чем же «взяла» зрителя картина Быкова? Ведь существует множество военных фильмов с красочными батальными сценами, более длительные, с техникой, лучше, чем в «Стариках». Всё дело в совершенно другом подходе к сценарию фильма. Основная мысль картины заключается не только в демонстрации военного времени, гибели молодых людей, а наоборот в акценте на жизнь. Вот как говорил сам Быков об идее своего фильма: «Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остаётся людьми в самых жестоких условиях, кто берёт с собой в бой всё светлое, человечное, за что и ведёт битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!» Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».
Актёрский состав фильма изумителен. А эпизоды, оставшиеся за кадром и не известные широкому зрителю, ещё красноречивее говорят об особых трепетных чувствах актёров к своим героям. Так, Леонид Быков выполнял множество трюков на самолёте сам, например, лично запускал двигатель и ездил по аэродрому. Особой сценой стал эпизод для Алексея Смирнова, исполнявшего роль Макарыча. В заключительных кадрах, когда герои Быкова, Смирнова и Иванова (Маэстро, Макарыч и Кузнечик соответственно) приходят на могилу двух девушек, Маши и Зои, эмоциональное напряжение момента очень велико. Зрители обычно не могут сдержать слёз, видя происходящее на экране, но и Смирнову, участвующему в этом эпизоде, тоже пришлось несладко. Актёр настолько прочувствовал тяжесть сцены, что у него стало плохо с сердцем. Смирнова увезла скорая помощь. Вернувшись через пару дней, актёр признался, что ещё раз он так уже сыграть не сможет, сердце просто не выдержит, и тот самый первый, репетиционный дубль, так и вошёл в окончательный фильм.
Каждый зритель, хоть раз видевший фильм, искренне благодарен Быкову, которому удалось создать особое настроение в своей картине. «В бой идут одни «старики» — это фильм про смерть, но больше про жизнь, это про войну, но больше про искусство, это про лётчиков, но больше про тёплые человеческие чувства. «В бой идут одни «старики» — это тот военный фильм, после просмотра которого говоришь устами героя: «Будем жить!».
#ADVERTISING_INSERT#А. Д. Немченко, А. В. Федоринский, В. И. Пащенко и Р. А. Сагдуллаев — актёры фильма «В бой идут одни „старики“» 35 лет спустя (в 2008 году). Изображение с сайта ru.wikipedia.org.