ФГОС ввели, а изменился ли урок?
Школьные уроки глазами учеников и учителей.Новый образовательный стандарт – это не просто новые учебники и системы оценки результатов. Прежде всего это новые уроки: с творческими и вариативными заданиями, с возможностью работать в группах и больше мыслить, чем воспроизводить заученный материал. Заместитель директора ГБОУ «Школа № 2116» г. Москвы Александр Юрьевич Пименов поделился с собравшимися результатами опроса учеников 4–11-х классов и их педагогов. В итоге создается впечатление, что ученики и учителя посещают разные уроки.
Опрос был проведен в 2017 году силами Содружества школ личностно ориентированного образования. В исследовании участвовало 1450 учащихся 4–10-х классов и около 150 педагогов из 4 регионов РФ.
Удается ли ученикам на уроке самостоятельно планировать свою деятельность? Это одно из основных требований ФГОС: учащийся сам ставит себе цель. 60% учителей отмечают, что часто на уроках ученики сами ставят перед собой цели, а ученики дают такой ответ только в 10% случаев. Среди учащихся 6,7, 10-х классов самый популярный ответ – «никогда»: так отвечает больше половины опрошенных. Только четвероклассники поддерживают учителей: среди них 25% считают, что им часто удается самостоятельно планировать свою деятельность на уроках.
Знают ли ученики, по каким факторам оценивается их работа на уроке? 50% детей признаются, что критерии оценивания работы для них совершенно непрозрачны. Почти 100% учителей заявляют: ученики знают эти критерии.
Читайте также по теме:
Когда стандарт спорит с законом: проблема кадрового обеспечения реализации ФГОС ОО
Выполняют ли ученики творческие задания на уроках? Для реализации ФГОС крайне важно, чтобы урок не был фронтальным, единообразным. Ученики всех классов в этом вопросе были единодушны: их самый популярный ответ – «иногда» (примерно по 70% в каждой возрастной категории). Почти 40% учителей считают, что творческие задания их ученики выполняют часто, 50% согласны с учениками. Заметим, что «часто» в данной шкале – это несколько раз в неделю, «иногда» – всего лишь несколько раз в месяц.
Занимаются ли дети на уроках поисковой деятельностью? Стандарт требует, чтобы источником информации был не только учитель и не только учебник. Справочниками и энциклопедиями на уроках дети пользуются иногда (в среднем 50%) или никогда (в среднем 30%), хотя почти 50% учителей уверены, что они часто дают детям возможность использовать другие источники информации.
Какие методы обучения использует учитель на уроках? Наиболее популярные методы – традиционные: письменные проверочные работы, устные ответы, тесты. Далее, правда, с отрывом – чтение материала из учебника. Надо заметить, учителя неохотно признаются, что у них на уроках дети часто списывают с доски и читают учебник: разница в ответах учеников и учителей – 40% против 10–15%. Что касается творческих заданий и дискуссий, то здесь ситуация обратная: 60% учителей утверждают, что активно используют эти методы, а соглашаются с ними только 25–30% детей.
Могут ли ученики на уроках выбирать различные виды домашнего задания? Среди педагогов самый популярный ответ – «иногда» (около 75%), среди десятиклассников – «никогда» (тоже 75%), среди четвероклассников – «никогда», но так отвечают только 45% детей. Ясно, что от 4-го к 10-му классу возможность вариативного домашнего задания практически сходит на нет.
Включены ли ученики в процесс проверки домашнего задания? От 4-го к 10-му классу ученики проходят постепенный переход от «часто» к «иногда». 15% детей стабильно никогда не имеют возможности участвовать в проверке домашних заданий.
Могут ли ученики выполнять задания по выбору? 70% учителей отвечают «иногда», 50% учащихся всех классов говорят «никогда» (с этим согласны всего 10% учителей). О том, что они часто имеют такую возможность, говорят менее 5% детей и 15% учителей.
Кроме того, групповая работа для подавляющего большинства учащихся остается редкостью, часто (50% ответов) дети просто молча списывают с доски. Такие уроки, разумеется, располагают к тому, чтобы думать о своем, не вникать, не включаться. Естественно, такое положение вещей далеко от основного манифеста развивающего обучения: урок должен быть интересным.
Выводы:
1. Данные почти по каждому вопросу показывают, что от 4-го к 11-му классу образовательное пространство ФГОС стремительно сужается. Все достижения начальной школы постепенно сходят на нет, и к 8-му классу наши дети учатся уже по привычной, традиционной системе.
2. Приходится согласиться с данными международных исследований, которые показывают: у российских учителей очень высокая самооценка по сравнению, например, с учителями из Сингапура (а результаты PISA у сингапурских детей, между прочим, выше, чем у российских). А если это не так, ситуация еще более тревожная: между учителями и учащимися нет достаточного контакта, поэтому и нет понимания и общего видения урока.
Остается добавить, что самым ценным на сегодняшний день качеством педагога остается честность, как перед детьми, так и перед самим собой. А что касается учеников, то их недовольство школой – факт хотя и неприятный, но совсем не новый. И хочется верить, что курсы повышения квалификации, семинары, книги в помощь учителям рано или поздно сделают свое дело, изменится наш взгляд на учебный процесс, а за ним – и уроки.