Февральская революция 1917 года
На занятии анализируются понятия "революция", "самодержавие", "двоевластие", обсуждаются основные события Февральской революции 1917 года. Учащиеся получают навыки анализа причинно-следственных связей, учатся формулировать свое мнение о предреволюционных и революционных событиях. Разработка дополнена презентацией и тематическим кроссвордом.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Цели урока:
- Формирование представления причин Февральской революции 1917 года.
- Развитие патриотических чувств через изучение отечественной истории.
- Воспитание интереса к истории.
Задачи урока:
- Понимать смысл понятий революция, монархия, двоевластие; называть даты основных событий Февральской революции 1917 года.
- Развивать навыки и умения анализа причинно-следственных связей явлений и событий.
- Излагать свое мнение о предреволюционных и революционных событиях и анализировать уже существующие точки зрения.
Образовательная: Дать характеристику основным событиям Февральской революции 1917 года.
Развивающая: Развивать умения формулирования понятий, работать со схемами и таблицами; продолжать формировать умение работать с историческими источниками на базе печатных текстов; продолжать развивать умения говорения (монологическую речь, диалог, полилог), ведения дискуссии.
Воспитательная: Воспитывать в обучающемся патриотизм и активную гражданскую позицию.
Основные понятия (словарь занятия):
- Революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
- Двоевластие – одновременное существование двух властей в одной стране, организации.
- Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.
- Монархия – форма правления, при которой вся власть принадлежит одному человеку (монарху) и передается по наследству.
План урока:
- Причины революции. Революционные события февраля 1917г. в Петрограде.
- Образование новых органов власти.
- Отречение Николая II.
- Национальный вопрос после Февраля.
- Итоги и значение Февральской революции 1917г.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?
II. Мотивационный этап
Все ли готовы к сегодняшнему путешествию в мир таинственной истории? Тогда в путь!
И чтобы начать работать, нужно определить какова тема нашего урока. Для этого нам нужно разгадать кроссворд. Центральное слово под №7 самое главное. Отгадав его вы приблизитесь к теме урока.
Раздаются карточки с кроссвордом.
Кроссворд
- Крупное наступление русских армий (прорыв) на Юго-Западном фронте летом 1916 г., один из самых значительных успехов России в ходе Первой мировой войны.
- Блок, созданный в 1915г. в противовес блоку Антанта.
- Верховный главнокомандующий русскими войсками в Первую мировую войну.
- Стратегический план военного командования Германской империи, который был разработан в начале XX века, чтобы одержать быструю победу в Первой мировой войне на Западном фронте в войне с Францией, и в войне с Россией на Восточном фронте.
- Перевод вооруженных сил государства, существующих в мирное время, на организацию и состав военного времени.
- Страна, которая начала Первую мировую войну.
- Насильственный переворот во всех сферах жизнедеятельности общества, цель которого коренное изменение существующего строя.
Ответы: (слайды 1, 2)
- Брусиловский прорыв – крупное наступление русских армий на Юго-Западном фронте летом 1916 г., один из самых значительных успехов России в ходе Первой мировой войны.
- Четверной союз – блок, созданный в 1915г. в противовес блоку Антанта.
- Николай II – верховный главнокомандующий русскими войсками в Первую мировую войну.
- Шлиффен – стратегический план военного командования Германской империи, который был разработан в начале XX века, чтобы одержать быструю победу в Первой мировой войне на Западном фронте в войне с Францией, и в войне с Россией на Восточном фронте.
- Мобилизация – перевод вооруженных сил государства, существующих в мирное время, на организацию и состав военного времени.
- Германия – страна, которая начала Первую мировую войну.
- Революция – насильственный переворот во всех сферах жизнедеятельности общества, цель которого коренное изменение существующего строя.
III. Актуализация знаний
- Что ж, центральное слово революция! Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о Первой русской революции 1905-1907 гг. Давайте вспомним каковы были ее итоги (слайд 3):
- Создана Государственная дума. (+)
- Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативные и страховые организации. (+)
- Подданным Российской империи дарованы некоторые демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов, издания печатных органов. (+)
- Сформировались легальные политические партии. (+)
- Отменен Циркуляр 1897г. об уголовном наказании стачечников, легализованы с некоторыми оговорками экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания и телесные наказания. (+)
- Смягчена национальная политика – восстановлены и расширены конституционные права Финляндии, разрешено применять национальный язык в школах. (+)
- Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9-10ч/день, хотя рабочие выступали с требованием 8 часового рабочего дня – затронут, но не решен рабочий вопрос. (-)
- Были отменены выкупные платежи (реформа 1861г.), но не решен крестьянский вопрос, так как они требовали земли. (-)
Обучающиеся могут назвать не все из перечисленного, но обязательны последние 2 пункта.
- Власть начала задумываться о необходимости перемен, но решить основные вопросы: рабочий и крестьянский так и не смогли!
- На предыдущих уроках мы знакомились с Первой мировой войной. Какой очень важный момент должны здесь произнести? (слайд 4, 5) (воина была проигрышной, погибало много народа, все сферы производства работали на фронт, введена карточная система, население страны было на гране)
- Как вы думаете к чему все это могло привести? (слайд 6) (к революции) Конечно же к новой революции!
IV. Работа над темой урока (открытие нового знания)
Тема урока: «Февральская революция 1917 года». (слайд 7)
- Какую цель мы поставим сегодня? (познакомиться с историческим событием – Февральская революция 1917 года)
- Какие задачи поставим перед собой? (внимательно работать на уроке с источниками, слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение)
- Давайте составим план урока.
Говоря о каком – то событии мы всегда должны знать… правильно, причину его происхождения и развитие данного события (хронология, место, действующие лица – что? кто? где? когда?) (слайд 8)
1. Причины революции. Революционные события февраля 1917г. в Петрограде.
- Далее предлагаю обратиться за помощью к учебнику.
2. Образование новых органов власти.
3. Отречение Николая II.
4. Двоевластие.
- И последнее о чем мы всегда говорим – это…. Молодцы
5. Итоги и значение Февральской революции 1917 г.
1. Причины революции. Революционные события февраля 1917г. в Петрограде
(слайд 9)
- Вы уже перечислили причины революционных событий Февраля 1917г. теперь давайте их запишем в тетрадь.
Причины Февральской революции: |
|
- Теперь нам нужно определиться с участниками революционных событий - Исходя из причин революции как вы думаете, кто будет участником революционных событий? ….. (варианты учеников).
- Движущие группы населения были: буржуазия, крестьянство, рабочий класс, к ним добавилась значительная часть солдатской массы, не желавшей больше воевать. (записываем в етрадь) (слайд 10)
Посмотрите на иллюстрацию Художник В.А. Кузнецов «Февральские дни в Петрограде» и скажите какая прослойка общества еще приняла участие в февральских событиях? (слайд 11)
Художник В.А. Кузнецов (1874-1960), Русская школа. «Февральские дни в Петрограде». 1934г. Государственный музей Революции СССР.
- Следующее, что необходимо определить – это хронологические рамки и последовательность событий. Для этого мы будем составлять «Хронологическую таблицу». (заполняется самостоятельно учащимися работая в парах)
Пользуясь § 10 начинаем со стр. 71. (слайд 12, 13)
«Хронологическая таблица событий Февраля 1917 года»
Дата |
Событие |
18.02.17 |
Началась забастовка на Путиловском заводе |
23.02.17 |
Колонну демонстрантов возглавили женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта |
25.02.17 |
Экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку с лозунгами «Далой царизм!», «Далой войну!» |
26.02.17 |
Николай II распускает на 2 месяца Государственную думу; Восстали солдаты4-ой роты запасного батальона лейб-гвардии Павловского пока =˃массовый переход солдат на сторону рабочих |
27.02.17 |
Восставшие захватили арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам «освобождать социалистов», всех «пострадавших от царского режима» Овладели Зимнем дворцом |
28.02.17 |
Пало Адмиралтейство. Царские министры были арестованы и заключены в Петропавловский крепости. |
(Проверка таблицы нескольких учащихся)
Гимнастика для глаз (слайд 14).
2. Образование новых органов власти
Рассказ учителя:
(слайд 15)
- В связи с происшедшими событиями 26 – 27 февраля завершается этап формирования Советов рабочих и солдатских депутатов М.И. Скобелевым, возглавляемым меньшевиком Н.С. Чхеидзе. После роспуска 27 февраля царским указом Государственной думы ее депутаты не стали расходится. Создается Временный комитет государственной думы во главе с председателем распущенной Думы М.В. Родзянко, который провозгласили на следующий день Временным Правительством до начала деятельности Учредительного собрания. 1 марта был образован Совет солдатских депутатов, который соединился с Советом рабочих депутатов и стал именоваться Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов.
(слайд 16)
Временное правительство возглавил князь Георгий Евгеньевич Львов (1861 – 1925), пост министра иностранных дел получил лидер кадетов П.Н. Милюков, военный и морской министр – А.И. Гучков, министр юстиции – социалист А.Ф. Керенский.
3. Отречение Николая II.
Просматривают короткометражный фильм «Отречение Николая II» и отвечают на вопросы письменно в тетради. (слайд 17, 18)
- Когда Николай II отрекся от престола? (2 марта 1917г.)
- В чью пользу он отрекся? (в пользу своего сына Алексея)
- Почему Николай меняет свое решение о будущем наследнике престола? (сын болен гемофилией, заболеванием крови – рак крови)
- Кто становится реальным претендентом? (брат Михаил Александрович)
- Как поступил Михаил Александрович в сложившейся ситуации? (он отрекся от престола в пользу Учредительного собрания)
- Что произошло с Николаем и его семьей после отречения? (они были арестованы)
- Какой итог можно повести? (российская монархия прекратила свое существование)
4. Двоевластие.
- Какая политическая ситуация сложилась к этому моменту? (слайд 19) (одновременно существовали 2 органа власти – Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов)
- Как называется такая политическая ситуация? (двоевластие)
Записывают определение в тетрадь.
- Прочитайте документ «Из декларации Временного правительства от 3 марта 1917 года» стр. 74-75, как вы можете охарактеризовать провозглашенные принципы? (соответствуют принципам правового демократического государства)
- Какие меры предприняло Временное правительство? (слайд 20)
- Война до победного конца и выполнение всех международных обязательств.
- Отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня.
- Отложены решения по вопросам земли, о национально-государственном устройстве страны.
- Издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб.
- Узаконены фабрично-заводские комитеты, осуществляющие рабочий контроль над производством.
5. Итоги и значение Февральской революции 1917г.
Слово учителя. И затем конспектируют с презентации. (слайд 21)
Февральская революция имела огромное значение для России, т.к. за несколько дней смела архаичный политический режим, не желавший самореформироваться. Новая власть не решила все вопросы сразу, наиболее важные оставив на Учредительное собрание. Россия на короткий срок, по словам Ленина, превратилась «в самую свободную страну в мире из всех воюющих стран».
Итоги февральской революции 1917 года
- Узаконены Солдатские комитеты, т.е. все военнослужащие получили гражданские права, это привело к массовому террору со стороны моряков по отношению к офицерам.
Например: находясь вне строя становились обычными гражданами и могли не отдавать честь командирам.
- Организована милиция.
- Временное правительство упразднило полицию с целью достижения победы на фронте.
- Отмена смертной казни.
- Создаются органы управления на местах.
- Дарованы политические свободы
- Начало профсоюзного движения
- Экономический кризис не был остановлен
- Участие в войне продолжалось
- Начался распад империи по национальному признаку
- Нерешенным остался крестьянский вопрос.
V. Рефлексия
- Предлагаю оценить свою работу на уроке. На небо (синий ватман) прикрепите «звезду» – если довольны своей работой и работой в группе, а если считаете, что нужно еще поработать над некоторыми вопросами, и работа в паре была не интересна – прикрепите «луну».
VI. Домашнее задание. (слайд 22)
- перечитать § 10,
- записи в тетради повторить,
- составить синквейн на тему: «Февральская революция»