"Если очень захотеть, можно в космос полететь" (занятие по теме "Космос" в подготовительной группе)
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
- Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
- При помощи опытов формировать у дошкольников умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
- Учить детей создавать из бумаги поделку в технике «оригами».
- Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, динамические паузы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах создающих ракеты. Иллюстрированный атлас Николаса Харриса "Светящаяся книга о космосе". Чтение:
- Бороздин В. «Первый в космосе»,
- Иванова И."Необыкновенные приключения Пети в космосе,"
- Порцевский К. А. "Моя первая книга о космосе".
- Талимонова Любовь "Сказки о созвездиях".
Беседы: «Космос-это порядок», «Голубая планета – Земля», «Луна – спутник Земли», «Ю. Гагарин», «Солнце – источник жизни на Земле».
Ход
– Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)
– Давайте подарим друг другу свои улыбки, и пожмем руки .
– А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то – не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце) Слайд №2
– Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) – А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) – Почему кажется маленьким? (Ответы детей) – Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд. Слайд №3
– Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла погибнет все живое).Слайд №4
– А вред может быть от солнца? (Ответы детей) Слайд №5
– В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т. д.)
– Подведём итог: Солнце – источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.
– Солнце светит так необычайно ярко, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть: больно глазам, да и небезопасно.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
(Сопровождаю свой показ словами)
– Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.
А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»
– Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.
Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.
Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!
Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.
Закройте глазки ладошками, а потом откройте.
(Повторяем с детьми несколько раз.)
– Если Солнце – это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?
Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)
– Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Слайд №6
– В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)
А днем звезды светят? (ответы детей)
– Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Восприятие и усвоение нового
Опыт: «Звезды светят постоянно»
Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.
Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) – дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).
– Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)
– А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей)
– Что вам это напоминает? (Ответы детей)
– Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
– Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)
– А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.
– Что нам нужно для полета? (Ответы детей)
– На чем мы полетим? (Ответы детей)
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Ракетой в облаках.
Фантазии подвластны
Бумажные листы -
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Конструирование из бумаги «ракета»в технике «Оригами.
- Берём лист бумаги, складываем его треугольником, совмещая углы и отрезаем лишнюю часть. Мы получили квадрат.
- Получившийся квадрат складываем "косыночкой".
- Развернули, потом снова сложили "Косыночкой", наметив линии диагоналей.
- Развернули наш квадрат и сложили его пополам.
- Затем снова развернули нашу заготовку и по намеченным линиям складываем базовую форму "двойной треугольник"
- Затем берём и поднимаем уголки нашего треугольника вверх с одной и с другой стороны.
- Затем перевернули нашу заготовку на другую сторону и выполнили туже самую операцию (загнули углы вверх)
- Теперь нам необходимо "открыть" наши загнутые уголки и расплющить их. Выполняем эту операцию с обеих сторон.
- Теперь мы берём нашу заготовку и перелистываем, словно страницу книги, получаем ровную и гладкую поверхность
- Затем нам нужно загнуть края нашей заготовки к середине с одной и с другой стороны и повторить тоже самое с другой стороны. Теперь мы раскрываем получившиеся уголки с обеих сторон и получаем нашу ракету.
- Потом рисуем иллюминатор и пишем название нашей космической ракеты: «Восток»
– Наша ракета готова к полёту.
– А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)
– Да, скафандр защищает космонавта от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света. В России выпускают самые лучшие скафандры в мире.Слайд №7
– Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры.
Я хочу стать космонавтом
Надеваю я скафандр
Полечу я на ракете
И открою все планеты.
– Давайте займём свои места.
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
– Ракета набирает скорость.
– Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Для этого я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.
– Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то– же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Слайд 8.
– Перед вами макет ракеты. (Слайд 9).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени. Он еще быстрее разгоняет ракету, как только закончится топливо – вторая ступень от стыковывается и включается 3 ступень, которая выводит на орбиту космический аппарат с космонавтами.
– Вот и мы с вами сейчас находимся в таком аппарате. Слайд №10
– Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или – Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а следовательно человек может дышать только находясь в скафандре. Слайд №11,12
– Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Посмотрите, третья планета от солнца, -наша Земля. Слайд «13
– Какая она по форме? (Ответы детей)
– Какого она цвета? (Ответы детей)
– Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны. Слайд №14
– Красивая наша Земля? (Ответы детей) . Слайд №15.
– Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах. Мы жители Земли, называемся – земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян.
Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?
Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Слайд №16.
– Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и тепло наших ладоней.
– Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?
– У космонавтов, работающих в космосе, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга. Слайд №17
Процесс работы на космической станции происходит в чрезвычайно сложных условиях для человека – невесомость, чувство опасности и изоляция. Профессия космонавт очень сложная и опасная. Слайд №18
Динамическая пауза
Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности. (Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).
Обобщение имеющихся знаний у детей.
– Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.
– 3 – 2 – 1– … пуск.
– Пока наш космический аппарат опускается на землю, хочу я спросить, понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)
– Что нового вы узнали? (Ответы детей)
– Какие опасности подстерегают в космосе? (Ответы детей)
– Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.
Дыхательная гимнастика: Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый на нашей планете. Слайд №19.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.