Элементы машиноведения. Составные части машин
Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными частями машин, видами механических передач, шпоночными и шлицевыми соединениями; научить шестиклассников определять передаточное отношение механической передачи.
1. Обучение ― сформировать понятие о составных частях машин на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов; обеспечить усвоение учащимися принципов расчёта передаточного отношения механической передачи.
2. Развитие ― способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), наглядно-образного мышления и воображения (репродуктивного, творческого).
3. Воспитание ― воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация наглядных пособий, механизмов, соединений, практическая работа.
- Основные части машин: двигатель, передаточный механизм, рабочий (исполнительный) орган; механизмы: цепной, зубчатый (зубчатая передача), реечный; шпонка, шлиц.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. 1. Что такое машина? 2. Какие виды машин вы знаете? 3. Что такое механизм? 4. Какие виды механизмов вы знаете? 5. Какие машины имеются в школьной учебной мастерской? |
2 | 2. Актуализация знаний | После просмотра анимации обсудить её содержание. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра видеофрагмента и анимаци: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 13: ― подготовить модели механизмов и передач; ― подготовить зубчатые пары для расчёта их передаточного отношения. 2. Во время работы ― следить за соблюдением правил безопасной работы при знакомстве с механизмами; ― помогать учащимся замерять диаметры зубчатых колёс; ― контролировать результаты расчётов передаточного отношения. 3. По окончании работы оценить качество работы учащихся. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Что является двигателем, передаточным механизмом и рабочим органом в электрической дрели? 2. Как в цепной передаче вращение одной звёздочки приводит к вращению второй звёздочки? 3. Как определяют передаточное отношение зубчатой передачи? 4. Для какой цели служит шпонка? 5. Чем шлицевое соединение отличается от шпоночного? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |