Электролитическая диссоциация
Пояснительная записка
Требования ФГОС ООО предполагают не только освоение учащимися предметными результатами, но и достижение метапредметных и личностных результатов. Использование широкого спектра современных средств обучения (как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий) дает возможность продуктивно использовать учебное время урока и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Работа с цифровыми лабораториями готовит учащихся к использованию современных измерительных приборов, помогает осознанно и критически подходить к оценке отображаемых значений физических величин, приучает к аккуратности и точности. В обучении химии большое значение играет эксперимент, в ходе которого учащиеся приобретают опыт познания, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, лежащих в основе научного мировоззрения.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению позволяет организовать творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительные способности.
Работа в группе позволяет им развивать умение сотрудничать, выслушивать мнение, договариваться, оценивать себя и действия других.
Не менее важен этап рефлексии, где обучающиеся имеют возможность подвести итог не только урока, но и своего участия в этом процессе, проанализировать причины успеха и неудач, а, следовательно, выстроить дальнейшую траекторию овладения материалом курса.
Методическое описание урока
Тема урока: «Электролитическая диссоциация».
Цель урока: сформировать понятие об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах
Задачи:
- Образовательные:
- Способствовать формированию понятий о растворении как физико-химическом процессе, об ионах, о видах химической связи.
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию таких понятий как электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, катион, анион, о полярности молекулы воды, о степени электролитической диссоциации, о сильных и слабых электролитах.
- Воспитательные: Осуществлять патриотическое воспитание на примере вклада великих русских ученых Д.И.Менделеева, И.А.Каблукова и В.А.Кистяковского в развитие теории электролитической диссоциации.
- Развивающие:
- Развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа и синтеза, сравнения, классификации, систематизации, обобщения понятий.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Развивать у учащихся интерес к химии.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Метапредметные:
Регулятивные УУД: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать факты и явления
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
2. Предметные:
- Базовый уровень. Знатьосновные понятия электролитической диссоциации.
- Повышенный уровень. Уметьиспользовать при характеристике превращений понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация; устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать и описывать реакции, проводить опыты с использованием датчиков цифровой лаборатории
- Высокий уровень: уметь делать выводы на основании полученных результатов
3. Личностные: овладение навыками для практической деятельности
Оборудование: компьютер, видеопроектор, прибор для определения электропроводности растворов с лампочкой; растворы хлорида натрия, сахарозы, поваренной соли, соляной кислоты; кристаллические вещества - хлорид натрия, щелочь, сахароза; дистиллированная вода, водопроводная вода; нетбуки, датчики электропроводности (цифровая лаборатория «Научные развлечения»), карточки с заданиями.
УМК: Габриелян О.С.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, экспериментальный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная работы.
Технологическая карта урока
Этап урока, продолжительность |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Развиваемые универсальные учебные действия |
|
1. Организационный момент – 1 мин |
Создает психологический настрой урока |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают тему урока |
Личностные УУД: смыслообразование |
|
2. Создание проблемной ситуации – 3-5 минут |
Организует беседу – С каким достижением цивилизации созвучна тема урока? – Вспомните, так что же такое электрический ток? – А как попадает электрический ток в наши дома? – Из какого материала они изготовлены? – Как называются вещества, проводящие электрический ток? – А знаете вы какие-либо ещё проводники электричества? – вода проводит эл. ток? (на этот вопрос ответ мы получим чуть позже) – Как вы думаете, что мы будем с вами изучать? Тема нашего сегодняшнего занятия «Электролитическая диссоциация». – Что хотите узнать об электролитической диссоциации сегодня? А для чего вам может быть полезна эта информация? (варианты ответов). |
устно отвечают на поставленные вопросы
|
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, предлагать варианты целеполаганий. Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы |
|
|
1) предлагает провести исследование по следующему плану (приложение 1). Замерить электропроводность следующих веществ:
|
1) Проводят исследование по плану, оформляют результат в тетради (приложение 2), представляют результаты работы |
Познавательные: постановка и решение проблемы, Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные: формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Личностные: смыслообразование |
|
2) организует обсуждение полученных результатов |
2) формулирую вопросы по выявленной проблеме |
|||
3) подводит к классификации веществ |
3) предлагают классификацию веществ |
|||
4) предлагает составить схему в тетради «Классификация веществ» |
4) составляют схему на основании текста учебника |
|||
5) проводит демонстрационный опыт по электропроводности твердой щелочи и раствора щелочи и задает вопрос: почему твердые соль и щелочь не проводили ток, а растворы электропроводны? |
5) выдвигают гипотезы |
|||
6) предлагает найти ответ в учебнике |
6) работа с текстом учебника в поисках ответа |
|||
7) организует обсуждение, при обсуждении обращается к портретам Аррениуса и Каблукова, когда речь заходит об их роли в развитии представлений об электролитической диссоциации 8) Показывает опыт с соляной кислотой, задает вопросы:
|
7) и 8) обсуждение в парах и затем фронтально |
|||
9) показывает примеры записи электролитической диссоциации веществ 10) вводит понятие сильные и слабые электролиты |
9) и 10) слушают и делают записи |
|||
Применение знаний 5 минут |
Организует игру «Верю – не верю» в парах. На партах у Вас имеются карточки с утверждениями. (Приложение 3). Если «верю» - ставите плюс, «не верю» - ставится минус. Теперь Вы должны поменяться карточками и проверить ответы друг у друга в соответствии с критериями. Затем дать оценку и вернуть карточки соседу. |
Учащиеся отвечают, дают друг другу оценки, комментируют ответы |
Регулятивные: оценка, саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия |
|
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия – 5 мин |
На доске выводятся через проектор начала фраз, учащимся предлагается закончить одну из них.
|
Продолжают высказывания |
Регулятивные: оценка, саморегуляция Познавательные: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия |
|
Домашнее задание – 1 минута |
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору: 1 уровень (для всех): параграф 36 упр.1-5. стр. 222 2 уровень: приготовить слайд презентацию (3-5 слайдов) о применении электролитов в жизни человека |
|
|