Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 15–25
Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Захарова продолжает разбирать ЕГЭ-2018. Вашему вниманию: знакомство с новым заданием №20, рекомендации по работе с текстом и полезные советы о том, как избежать ошибок в вопросах на тему синтаксиса.Задание 15
Пунктуация в простых и сложноподчиненных предложениях
Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.
Задание 16
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.
Задание 17
Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:
- Степень уверенности говорящего.
- Чувства и эмоции говорящего.
- Источник сообщения.
- Оформление рассуждения говорящего.
Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп — значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.
Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.
Задание 18
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.
Задание 19
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» — не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».
Задание 20
Лексические нормы
Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь — «яблочную», так как шарлотка — это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».
Задание 21
Смысл текста
Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя — автора — с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.
Читайте также:
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 1–14
- ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога
Задание 22
Функционально-смысловые типы речи
Вспоминаем характеристики:
- Текст-повествование: в основе глагол; рождает в воображении серию картинок; отвечает на вопрос: «Что происходит?».
- Текст-описание: в основе прилагательное; дополняет единую картинку деталями; отвечает на вопрос: «Какой предмет?».
- Текст-рассуждение: без главной части речи; не рождает конкретных образов; отвечает на вопрос: «Почему? Отчего? Зачем?».
Как научить отличать повествование от рассуждения? Путаница происходит потому, что как в повествовании, так и в рассуждении есть действие, и утверждение о том, что в повествовании одно действие сменяется другим, легко можно отнести и к рассуждению, так как авторская мысль тоже движется, имеет свою динамику. Принципиальное отличие состоит в том, что в повествовании есть герой, а в рассуждении, где автор обращается напрямую к читателю, героя нет.
Задание 23
Лексическое значение слова
При выполнении этого задания у учеников часто возникают вопросы о значении слова «контекстный» («контекстные синонимы» и «контекстные антонимы»), которое используется в формулировке. Надо объяснить, что «контекстный» расшифровывается как «конкретный текст», то есть слова являются синонимами и антонимами только в рамках данного текста, а сами по себе таковыми не являются.
В этом задании у школьников вызывает трудности поиск фразеологизма: есть яркие обороты («делать из мухи слона», «водить за нос»), а есть невзрачные («с минуту на минуту», «во что бы то ни стало»). Выявление последних нередко вызывает трудности, так как они используются чаще и не воспринимаются как отдельные обороты, поэтому нужно расширять представления учеников о фразеологизмах. Необходимо помнить общее у всех видов фразеологизмов — это устойчивые выражения, которые воспроизводятся в речи в готовом виде.
Задание 24
Средства связи предложений в тексте
Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.
Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.
При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова — словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.
Задание 25
Языковые средства выразительности
В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.
Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «...с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет — это прилагательное, олицетворение — глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.
Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.
Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».
Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.