Две недели
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава числа 14.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с составом числа 14.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с опорой на состав числа 14.
Формировать умение устанавливать соответствие между рисунком, изображающим состав числа, и записью сложения.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Формировать у учащихся временные представления.
Закреплять знание названий дней недели и их последовательности, понятия «неделя», «календарь».
Закреплять умение определять дату по календарю.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
- Определение названий дней недели по их сокращённым записям.
Определение даты по календарю.
Изучение состава числа 14.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с опорой на состав числа 14.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Составление схемы к условию задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Установление соответствия между рисунком и записью сложения.
Установление соответствия между случаем вычитания и обратным ему случаем сложения.
Ключевые понятия
- Состав числа 14, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, решение задач, календарь.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учитель предлагает ученикам прочитать названия дней недели в одном столбце (назвать их в порядке следования, начиная с понедельника) и их сокращённые записи — в другом. Вопрос. Как образовали сочетание «пн»? Ответ. Взяли две первые согласные буквы в слове «понедельник». Учащиеся проверяют, подходит ли это правило для остальных названий дней недели. Затем они соединяют линиями название дня недели и его сокращённую запись. Работа с заданием № 1 учебника. Изучение состава числа 14. Учащиеся отвечают на вопросы, используя рисунок календаря. Моделью числа 14 выступают две колонки в календаре — две недели. Ученики записывают равенства: 7 + 7 = 14, 14 = 10 + 4. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Учитель предлагает ученикам рассмотреть фрагмент календаря и объяснить, как записаны числа в календаре (дни недели обозначены сокращениями, даты месяца соответствуют дням недели, выходные дни отмечены красным цветом, в календаре на январь записаны числа от 1 до 31). Учащиеся отвечают на вопросы, закрашивая ячейки с датами на календаре. Работа с заданием № 2 учебника. Изучение состава числа 14 с опорой на изображение календаря. Рассуждение. По субботам занятий нет, а по пятницам были экскурсии, значит, на одной неделе дети не учились 3 дня, а за две недели — 6 дней. Учебных дней за две недели было 4 + 4 = 8. Записываем равенство: 8 + 6 = 14. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Изучение состава числа 14 с опорой на изображение календаря, запись равенства: 14 = 9 + 5. Установление соответствия между рисунком и записью сложения. Учащиеся рассматривают рисунки, соединяют их с подходящими суммами и объясняют свой выбор. Учитель обращает внимание детей, что у всех записей получится одинаковый результат — число 14. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Тренировка в запоминании состава числа 14 с опорой на известные случаи сложения (состав чисел 15 и 13). Повторение приёма увеличения и уменьшения одного из слагаемых на единицу. Состав числа 14. Учащиеся находят пары однозначных чисел, сумма которых равна 14, и закрашивают карточки нужными цветами. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 5 учебника. Решение задач с опорой на схему. а) Вопрос. Сколько всего цветов отдала (срезала) Маша? Ответ. Неизвестно. (Расставляем на схеме буквенные обозначения и числовые данные.) Учащиеся записывают решение задачи: 1) 5 + 4 = 9; 2) 5 + 9 = 14. Ответ: 14 цветов. б) Вопрос. Сколько всего астр было в букете? Ответ. Неизвестно. (Обозначаем общее количество знаком «?».) Вопрос. Какие астры были в букете? Ответ. Красные, белые и жёлтые. (Делим овал на три части и ставим буквенные обозначения.) Вопрос. Что известно про цветы каждого цвета? (Расставляем обозначения на схеме.) Вопрос. Что можно узнать? Ответ. Сколько было белых астр. И т. д. Учащиеся записывают решение задачи: 1) 5 + 6 = 11; 11 – 8 = 3; 5 + 11 + 3 = 19. Ответ: всего 19 астр. в) Решение задачи с опорой на краткую запись. Состав числа 14. Заполнение пропусков в таблице (сумма числа в верхней и нижней строках должна быть равна 14). |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 6 учебника. Повторение изученного, тренировка в вычислениях. Текст в рамке напоминает о том, что вычитание чисел можно выполнять с опорой на знание соответствующего случая сложения или вычитая число поэтапно (сначала до десятка, потом оставшиеся единицы). Учащиеся могут выбрать удобный способ вычисления. Так же как при вычислениях в пределах первого десятка, нужно ориентировать учащихся на запоминание всех случаев сложения и вычитания с переходом через десяток в пределах второго десятка. Заполнение пропусков в равенствах, отражающих состав числа 14. Ученики определяют, какие слагаемые пропущены в равенствах, и заполняют пропуски числами. |
7 | 7. Итог урока | Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел на основе знания состава числа 14. Учащиеся выполняют вычисления, соединяют записи вычитания с соответствующими случаями сложения. |