Древнерусская культура
Тема: Древнерусская культура
Название курса: История
Место урока в учебном курсе: Урок №8 главы II Русь в IX – ½ XII века.
УМК: Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)
Автор и название учебника: И.Л. Андреев, И.Н.Федоров «История России с древнейших времен до XVI века»
Класс: 6 класс
Тип урока:Урок усвоения новых знаний
Форма учебного занятия: Лабораторно-практическое занятие
Цель урока:Создание условий для формирования знаний обучающихся по теме «Древнерусская культура», а также, определить значение принятия христианства для ее развития.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Теория: учащиеся должны знать основные архитектурные школы, литературные жанры в данном историческом периоде).
- Понятия: учащиеся должны знать основные понятия: инициал, миниатюра, летопись, архитектурная школа, глава, барабан, закомара, лопатка, аркатура, нефы, апсиды, литературные жанры.
- Персоналии: учащиеся должны знать имена и их вклад в развитие древнерусского искусства: Илларион, Никон и Нестор.
- Развивающие задачи:
- Учащиеся должны уметь анализировать, выделять главное, обобщать.
- Учащиеся должны уметь выдвигать гипотезу, строить свои предположения и уметь доказать ее.
- Учащиеся должны уметь работать с историческими источниками, схемами.
- Воспитательные задачи:
- Научить школьников высказывать свое мнение по поставленному вопросу.
- Способствовать формированию требовательного отношения к себе.
- Способствовать умению оценивать свою работу и работу товарищей.
Оборудование:сундук с вещественными источниками: береста, перо, макет храма, книга былин, фотографии фресок, 1-я страницу Остромирова Евангелия (фотопечать); мультимедийная презентация, коробочки для сбора записок, небольшие листочки бумаги, смайлики отражающие различное настроение, раздаточный материал: элементы древнерусского храма, кирилловская азбука, Остромирово Евангелие, таблица «Архитектурные школы», не менее 4-х компьютеров (планшеты/ноутбуки) с доступом к ЭФУ И.Л. Андреева, И.Н.Федорова «История России с древнейших времен до XVI века», не менее 4-х комплектов наушников, 4-е комплекта фотографий и реконструкций древнерусских храмов, SMART доска (проектор и экран).
Методические особенности: Урок усвоения новых знаний построен в форме лабораторно-практического занятия, на которым учащиеся работают не только с таблицами и схемами, но и с ЭФУ, так же принцип наглядности на уроке помогает достичь наличие макетов и предметов старины.
Ход урока
Этап урока |
Основное содержание вопроса |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I.Орг. этап |
Приветствие учащихся, организационные моменты (определение отсутствующих) |
Приветствие, готовность к уроку. |
II. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности. |
Учитель просит одного – двух учащихся помочь ему. Учащиеся достают из сундука следующие предметы: бересту, перо, макет храма, книгу былин, фотографии фресок, 1-ю страницу Остромирова Евангелия (фотопечать). |
Учащиеся внимательно рассматривают предметы. |
– Ребята, что вы можете сказать об этих предметах? Обращает внимание детей на страницу из Остромирова Евангелия. Предлагает им ее прочитать. – А хотите ли вы научиться читать древнерусские тексты? |
Называют предметы, пытаются прочитать отдельные буквы из Евангелия, сталкиваются с затруднениями. Перспектива прочитать древнерусский текст вызывает у детей интерес. |
|
III.Актуализация знаний |
– В центре доски учитель пишет словосочетание «Крещение Руси», и предлагает учащимся написать к нему свои ассоциации и последствия этого события для Руси (по технологии составления кластера) |
Учащиеся записывают (либо учитель записывает сам, а учащиеся ему диктуют) свои ассоциации. Вариантов достаточно много, выбираются ключевые последствия принятия христианства, среди них указываются такие последствия как строительство храмов, появление богослужебных книг и т.д. |
Дает обобщенное представление учащимся о том, что строительство храмов – это архитектура, украшение храмов изображениями святых – это изобразительное искусство, а богослужебные книги – это письменность и литература. |
Слушают учителя. |
|
– Как одним словом мы можем назвать эти занятия, которые оставляют свой след в истории? |
– Отвечают на вопрос. |
|
В ходе диалога подводит учеников к теме урока: «Древнерусская культура». |
Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. |
|
IV.Усвоение новых знаний |
1. Письменность. Беседа с классом (примерные вопросы). – Что вам известно о письменности на Руси? – Как вы считаете, возникновение государственности у восточных славян способствовало появлению письменности? – С именами каких исторических деятелей связанно возникновение письменности на Руси? – Как принятие христианства отразилось на развитии письменности на Руси? |
Отвечают на вопросы учителя. |
Слайд презентации: Изображено 2 книги: 1. Страница из современного тома исторических сочинений; |
Работают с изображениями книг на слайде. |
|
2. Страница «Изборника Святослава». Учитель просит определить какая из книг относится к какому историческому периоду и рассказать как они это определили. |
Отличить древнерусскую книгу им помогли специфические украшения книги, рукописный шрифт, кириллица. |
|
Далее учитель предлагает учащимся более подробно, ознакомится с украшением древнерусских книг. Для этого организуется: смысловое чтение учебника стр. 82 (1-й абзац, сверху) и показ фрагментов украшений книг на интерактивной доске. |
Смысловое чтение. |
|
После этой работы целесообразно организовать небольшое обобщение. Учащимся предлагается вопросы: – Как украшали старинные книги? – Что такое миниатюры? – Что такое инициалы? И т.п. |
Отвечают на вопросы. |
|
Возвращает учащихся к странице Остромирова Евангелия. – Что там нужно, что бы прочить страницу из этой книги? |
– Знать славянскую азбуку. |
|
Учащимся предлагается познакомится с «кириллицей» Раздаточные листы с «кириллицей» находятся у учащихся на партах (Приложение №3). |
Читают славянскую азбуку. |
|
После изучения славянской азбуки, начинается чтение исторического источника (Приложение №2), учащиеся пользуются памятками. В случае затруднений учитель помогает ученикам. |
Читают исторический источник. |
|
2. Литература Разбор данного вопроса целесообразно начать с повторения в форме небольшой игры. На первые парты ставятся коробки (кружки, то что имеется под рукой), дальше учащимся предлагается по рядам вспомнить основные жанры древнерусской литературы (изучаются на уроках литературы), написать на листочках их названия, определения и примеры. |
Участвуют в игре.
|
|
По окончанию этой игры учитель обобщает жанры древнерусской литературы, и приводит примеры исторических произведений того времени по жанрам: Слово – «Слово о законе и благодати» Илларион, «Поучение детям» Владимира Мономаха; Жития святых – «Чтение о Борисе и Глебе», «Житие Антония и Феодосия Печерских»; Жанр путешествия или «хождения» древнерусских паломников в Святую землю. |
Делают необходимые пометки в рабочих тетрадях.
|
|
Отдельно останавливается на летописании. Учащиеся уже знакомы с ПВЛ и ее автором, поэтому тут учащимся предлагаются вопросы: -Что такое летописи? – Кто бы их автором? – Какие сведения из них можно получить? – Всегда ли информация, содержащаяся в летописи объективна и достоверна? |
Участвуют в беседе. |
|
V.Работа в группах |
3. Зодчество Учитель рассказывает о древнерусском зодчестве и о формировании различных архитектурных школ. |
Слушают учителя. |
Далее работа по этому вопросу осуществляется в 4-х группах. Каждой группе дается задание изучить одну из архитектурных школ Задание группе: На примере выбранной вами архитектурной постройки охарактеризуйте особенности архитектурных школ Древней Руси. Для выполнения задания изучите:
На примере одного храма представьте классу особенности вашей архитектурной школы. |
Работают в группах. |
|
VI.Первичное закрепление |
После презентации ответов групп учитель обращает учащихся к главному вопросу урока. Ученикам надо выбрать из 3-х вариантов верный ответ на главный вопрос и аргументировать их выбор. (Открыта ЭФУ, главный вопрос транслируется на экран) |
Презентуют свои ответы, слушают представителей других групп. Отвечают на главный вопрос урока. |
VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
– Работа с источником. Проведите анализ отрывка из Новгородской летописи и ответьте на вопрос: В чем основное отличие киевских летописей от новгородских? – Составить собственное описание любого древнерусского архитектурного памятника, используя профессиональные термины и показав свое отношение и восприятие увиденного. |
Записывают домашние задание, слушают объяснение учителя. |
VIII.Рефлексия (подведение итогов) |
Предлагает учащимся заполнить листы предметной самооценки. А также определить свое настроение, опустив соответствующий смайлик в урну. Благодарит учеников за работу на уроке. Выставляет оценки за урок. |
Работают над таблицей предметной рефлексии, определяют свое настроение. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.