Дидактические игры по ФЭМП
Цель:
- развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
- формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры;
- сравнивать их по величине;
- закреплять знания цветов.
Оборудование: обручи-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники).
Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Ход игры
К ребятам приходит петрушка и приносит коробочку. В ней лежат геометрические фигуры на каждого ребенка. На полу лежат три обруча, в каждом из них находится геометрическая фигура. Воспитатель раскладывает на столе перед детьми набор геометрических фигур. Затем предлагает рассмотреть фигуры. Назвать их. Уточняет цвет. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Предлагает разместить «жильцов» в домики.
– По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)
– По форме (в красном домике – круги и т.д.).
– По величине (в красном домике – большие треугольники и т.д.).
Дидактическая игра «Умные прищепки»
Цель:
- развивать мелкую моторику рук;
- закреплять умение различать и назвать цвета;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование: цветные круги из бумаги, поделенные на сектора, разноцветные прищепки.
Ход игры
Воспитатель предлагает найти в группе новый предмет. Дети находят коробочку и открывают ее. В ней лежат разноцветные круги и прищепки. Воспитатель предлагает назвать цвета на кругу. Затем предлагает подобрать прищепки такого же цвета.
Дидактическая игра «Веселые мячи»
Цель:
- развивать умение сравнивать предметы по величине;
- развивать зрительное восприятие, мышление;
Оборудование: корзина с большими и маленькими мячами, две дорожки – длинная и короткая.
Ход игры
Дети обращают внимание на новую корзину в группе. Дети открывают ее, в ней лежат большие и маленькие мячи. Воспитатель уточнят размер мячей. Затем уточняет цвета дорожек. Затем воспитатель предлагает детям прокатить мяч по любой из дорожек. При этом проговаривает: «У Кати мяч долго катился по дорожке, потому что дорожка длинная. А у Саши мяч быстро прокатился, потому что дорожка короткая ».
Отчет о самообразование
Тема «Развитие математических способностей детей через дидактические игры»
апрель |
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. |
Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме». |
май |
Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. |
Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек». |
Работа с родителями
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. |
В течение года |
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. |
В течение года |
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». |
В течение года |
4. Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». |
В течение года |
5.Оформление папок передвижек « Математика в жизни ребенка». |
В течение года |
6.Проведение родительских собраний «Развитие математических способностей детей через дидактические игры» |
В течение года |
Отчет воспитателя о проделанной работе за год
Родительское собрание на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей второй младшей группы.»
Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор об умственном развитии детей через математическое развитие. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Вопрос: Как вы считаете, необходимо ли заниматься математикой в детском саду? (Высказывания родителей)
«Мозговой штурм». Сейчас мы предлагаем вам по-очереди назвать главные, на ваш взгляд, задачи математического развития детей в дошкольном возрасте (высказывание родителей).
Обобщение: задачи математического развития:
- Развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества и инициативы.
- Активизация познавательных способностей (аналитико-синтетическая деятельность).
- Освоение средств и способов познавательной деятельности.
- Накопление опыта, освоение свойств предметов, отношений и зависимости, закономерности.
Мы предлагаем вам познакомиться с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. Согласно этой программе ваши дети знакомятся с математикой как наукой.
Рассматриваем каждый из разделов программы: «Количество», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени» с точки зрения ожиданий родителей и того, что нам предлагает программа, и, что должны освоить дети к концу года.
Какие же формы организации работы по математическому развитию используются в детском саду?
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, развивающие игры).
- Вне занятий, в развивающей среде группы.
Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.
Например, дидактические игры с логическими блоками распределены по возрасту детей, но каждую игру возможно использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества взрослых.
Логические блоки можно использовать:
- в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
- как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки» и т.п.);
- в сюжетно-ролевых играх: Магазин – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд – билеты, места.
Предлагаем провести конкурс находчивых и сообразительных с целью повышения педагогической компетентности родителей.
Конкурс 1. Составь фигуру
Участникам команд предлагается набор логических блоков, из которых они должны составить фигуры людей, животных.
Конкурс 2. Кроссворд
Предлагается назвать известные математические термины.
По горизонтали:
3. Структурная часть арифметической задачи. (Вопрос.)
5. Мера длины на Руси. (Сажень.)
7. Арифметическое действие. (Вычитание.)
По вертикали:
1. Пространственный признак предметов. (Форма.)
2. Совокупность групп предметов. (Количество.)
4. Установление взаимодействия между предметами и отрезками натурального ряда чисел. (Счёт.)
6. Графическое выражение числа. (Цифра.)
Конкурс 3. Определи цель игры
Командам предлагается взять по несколько игр, представленных на выставке, и определить их цели и значение в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста.
Решения родительского собрания (рекомендации):
- Создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребёнка.
- Не увлекаться ранним обучением чтению и письму, а развивать в ребёнке его безграничные потенциальные возможности.
- Пересмотреть игрушки ребёнка, пополнив их развивающими и обучающими играми.
- Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребёнком.
Консультация для родителей второй младшей группы «Математика для малышей»
Со 2 младшей группы проводится непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (1раз в неделю, по 15 минут, по подгруппам). Работу с малышами начинают с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (отбери все синие кубики и т. п.). Малышей не учат считать, но организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.
Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, высоте, широте. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), узнавать модели этих фигур, не смотря на различия в их окраске и размерах. Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят строительный материал, на основе которого дети знакомятся с шаром, кубом. Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуют игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур. Существенное значение придается обучению малышей приемам обследования фигур (обведение контуров моделей геометрических фигур и прослеживанию взглядом за движение руки).
Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в пространственных направлениях (на, над, под…), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь. Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал.
На одном занятии дается от 2 до 4 разных заданий. Каждый повторяется не более 2 – 3 раз. Педагог во время НОД следит за состоянием детей, так как утомление может привести к потере интереса к занятию. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов, это заинтересовывает и активизирует детей.
Большое значение придаётся работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности (предметы на картинки). При этом происходит формирование логического мышления. Практика показывает, что решение логических задач расширяет словарный запас, облегчает общение со сверстниками, позволяет научиться высказывать и обосновывать свои суждения. Повышает наблюдательность и внимание.
С первых занятий у детей младшей группы начинают формировать навыки к учебной деятельности: дети занимают своё место, сидят смирно и встают только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвечать на вопросы.
На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве. С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально. Особое внимание уделяется индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать новые знания наравне со всеми.
Математические игры: «Разложи по цвету», «Геометрическое лото», «Найди отличия», «Найди пару», «Сосчитай и назови», «Что вокруг», «Прятки», «Что лишнее», «Продолжи узор», «Лабиринт», различные виды мозаики, различные виды строительного материала, счетные палочки, «Большой, маленький», «Сложи по порядку», «Сделай также», «Чего не стало», «Легкий счет».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.