Дети войны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа № 3»
города Саки Республики Крым
Методическая разработка внеурочного
мероприятия для учащихся 8 класса
«ДЕТИ ВОЙНЫ»
разработала:
Чабан Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сакская средняя школа №3»
г. Саки Республики Крым
г. Саки, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Рецензия………………………………………………………………….3
Введение………………………………………………………………….4
Сценарный ход…………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………...17
Приложения………………………………………………………...…..18
Список источников……………………………………………………..21
РЕЦЕНЗИЯ
Методическая разработка посвящена празднику 9 Мая и представляет собой попытку раскрыть проблему жизни детей во время Великой Отечественной войны, участия детей и подростков в военных действиях. Полезна учителям общеобразовательных школ, классным руководителям, педагогам-организаторам.
ВВЕДЕНИЕ
Для внеклассного мероприятия была выбрана тема «Дети войны», так как подросткам легче поставить себя на место тех, кто ближе им по возрасту. Кроме того, хотя тема участия несовершеннолетних в боевых действия раскрывается достаточно полно, то о судьбе детей оккупированных территорий, попавших в концлагеря или переживших блокаду Ленинграда, говорится реже. Учащиеся могут понять ужасы войны, недопустимость её, весь трагизм судьбы пострадавших народов именно через призму знакомства с судьбами их сверстников.
В процессе организации воспитательного мероприятия педагогом решаются следующие задачи:
- патриотическое, нравственное воспитание учащихся, вовлечение их в процесс изучения истории;
- развитие исследовательских способностей;
- развитие творческих способностей, предоставление возможности творческой реализации;
- расширение знаний школьников по теме «Великая Отечественная война»;
- развитие морально-волевых качеств школьников;
- воспитание уважительного отношения к прошлому, к друг другу;
- развитие умения работать в коллективе.
Необходимое оборудование:
- столы и стулья по количеству учащихся;
- проектор;
- экран;
- ноутбук;
- костюмы военного времени.
Методические материалы:
- презентация «Дети войны и дети-герои»;
- клип «Дети войны»;
- фотографии военных лет;
- музыкальное оформление для сценки.
Предварительная подготовка:
Четверо учащихся готовят стихотворение Роберта Рождественского «Зенитчицы» для инсценированного чтения на митинге.
Ход мероприятия:
- встреча учеников;
- мотивация к активному участию во внеклассном мероприятии;
- знакомство с презентацией, видео, стихотворениями, фотографиями с обсуждением в процессе;
- чтение стихотворения учащимися;
- выступление на школьном митинге, посвящённом Дню Победы;
подведение итогов.
СЦЕНАРНЫЙ ХОД
1. К началу мероприятия установлены проектор и экран. Дети рассаживаются по своим местам.
2. Вступительное слово учителя о цели мероприятии, важности темы для современного поколения. Проводится беседа с учащимися:
- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Вспомните имена героев войны.
- А что значит слово «герой»? Кого можно так назвать? Почему вы вспомнили именно эти имена?
- Как вы думаете, как жили дети во время войны? Верите ли вы, что война – это увлекательно и весело?
Конечно, нет! Война часто романтизируется, преподносится как нечто особенно увлекательное. Сегодня мы увидим, какие ужасы пришлось перенести тем, чьё детство пришлось на страшные годы войны. А ещё узнаем о ваших сверстниках, которые не могли спокойно жить в то время, пока враг топчет их родную землю, и наравне со взрослыми мужчинами отправились в бой.
3. Проигрывается клип «Дети войны» (музыка: О. Юдахиной, текст: И. Резника, исп. Т. Гварцетели).
4. Просмотр презентации.
1 слайд. 22 июня 1941 г. – страшная дата в истории нашей Родины. В этот день на Советский союз вероломно напала фашистская Германия.
2 слайд. Около 13 млн детей погибли в годы войны. Многие попали в концлагеря, другие не пережили голода в блокадном Ленинграде, а кто-то героически пал в бою.
5. Просмотр архивных фотографий военных лет (в презентации).
6. Слово учителя: число погибших во время войны детей невообразимо. Но имена некоторых из них стали знамениты на весь мир. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
7. Продолжение работы с презентацией:
3 слайд. Анна Франк. Еврейская девочка, уроженка Германии, погибла в концлагере. Пребывая в убежище, вела дневник, который сегодня стал одним из самых пронзительных и страшных свидетельств ужасов войны [6].
4-5 слайды. Таня Савичева. Школьница из Ленинграда, автор блокадного дневника
В её дневнике всего 9 записей:
Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.
Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.
Савичевы умерли
Умерли все
Осталась одна Таня
8. Краткий рассказ учителя о Тане Савичевой с опорой на книгу Миксона И.Л. «Жила, была», просмотр фотографий, знакомство с памятниками, посвящёнными девочке [5].
6 слайд. Хана Бради. Девочка еврейского происхождения, жила в Чехии. Два года пробыла в лагере Терезиенштадт, после была переведена в Освенцим, где и казнена в газовой камере.
В мае 1942 года вместе с братом получила повестку в центр депортации в Тршебиче. Оттуда они попали в Терезиенштадт, а позже в Освенцим. По воспоминаниям брата, один из офицеров заманил девочку в газовую камеру. Предположительно, это был сам Йозеф Менгеле – печально известный врач, прославившийся опытами над заключёнными [6].
7-8 слайды. Петр Гинц. Рисунки.
9. Краткий рассказ учителя о Петре Гринце, узнике концлагеря, основавшем вместе с другими заключёнными в таких тяжёлых условиях журнал и оставивший после себя множество талантливых рисунков [2].
10. Продолжение работы с презентацией:
9 слайд: Садако Сасаки. Японская девочка, одна из жертв ядерной бомбардировки Хиросимы. Садако Сасаки было всего два года, когда 6 августа 1945 года на Хиросиму была сброшена ядерная бомба. Девочку вынесло через окно взрывной волной, но видимых повреждений Садако не получила. В ноябре 1954 года стало понятно, что она больна лейкемией. Тогда девочка узнала о легенде: если сложить из бумаги тысячу журавликов, то можно загадать желание. Что ни пожелаешь, всё обязательно исполнится.
25 октября 1955 года Садако умерла, успев сделать 644 журавлика. Работу завершили ее друзья. Тысячу бумажных журавликов похоронили вместе с девочкой.
10 слайд: Лена Мухина. Ленинградская школьница, автор блокадного дневника. В конце девятого класса она начала вести дневник: первая запись в нем датирована 22 мая 1941 года, последняя - 25 мая 1942 года. Елена Владимировна Мухина скончалась 5 августа 1991 года в Москве.
11 слайд: Из дневника Лены Мухиной:
18 декабря 1941 года
...Сегодня у нас был вкусный суп с мясом и макаронами. Кошачьего мяса хватит еще на два раза…Хорошо бы раздобыть где-нибудь еще кошку, тогда бы нам опять надолго бы хватило. Да, я никогда не думала, что кошачье мясо такое вкусное, нежное.
8 февраля 1942 года
Вчера утром умерла мама. Я осталась одна.
В конце апреля 1942 года девушка сделала такую запись: "Милый мой бесценный друг, мой дневник. Только ты у меня и есть, мой единственный советчик. Тебе я поведываю все мои горести, заботы, печали. А от тебя прошу лишь одного: сохрани мою печальную историю на своих страницах...
В начале июня того же года в истощенном состоянии Лена была эвакуирована в Горький [6].
12 слайд: Блокада Ленинграда.
11. Просмотр архивных фотографий. Рассказ с элементами беседы:
- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
- Как вы думаете, почему так сложно было пережить её?
- Представьте себе, как жили дети в блокадном городе.
- Были ли у них праздники? уроки в школе? встречи с друзьями? Было ли у них всё то, что есть сегодня у вас?
- Что такое Дорога жизни?
12. Продолжение работы с презентацией. Были среди детей и подростков и те, кто нашёл в себе силы самостоятельно противостоять врагу, участвовать в боевых действиях, помогать партизанам, устраивать диверсии. Давайте познакомимся с ними.
13-14 слайды: Дети-герои войны:
Леня Голиков
Саша Бородулин
Зина Портнова
Вася Коробко
Марат Казей
Валя Котик
Юта Бондаровская
Лида Вашкевич
Володя Казначеев
Лара Михеенко
Витя Хоменко
Костя Кравчук
Галя Комлева
Надя Богданова
15 слайд: Марат Казей. Герой Белоруссии. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью мальчик уже не пошёл в школу в пятый класс, ведь в школьном здании фашисты обустроили казарму. За связь с партизанами была схвачена мама Марата, которая вскоре была казнена в Минске. Тогда вместе с сестрой Адой Марат ушел в лес к партизанам.
Там он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, добывал ценные сведения, участвовал в боях, в которых проявлял отвагу и бесстрашие, минировал железную дорогу.
Смерть Марата была героической. Он сражался до последнего патрона, а когда осталась только одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их вместе с собой.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей получил звание Героя Советского Союза. В Минске ему поставлен памятник.
16 слайд: Белоруссия. г Минск, городской парк. Памятник Марату Казею
17 слайд: Зина Портнова. Неподалёку от ст. Оболь Витебской обл. находится деревня Зуя. Именно там ленинградку Зину Портнову застала война – девочка отдыхала в деревне на каникулах. Пионерка ушла к партизанам. Она участвовала в дерзких операциях, в диверсиях, распространяла листовки, вела разведку.
В декабре 1943 года в деревне Мостище Зину схватили фашисты. Они пытали юную партизанку, но во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и застрелила гестаповца. Вбежавший офицер был также убит. Зина пыталась бежать, но её настигли.
Пионерка была зверски замучена, но оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Посмертно награждена званием Героя Советского Союза.
18 слайд: Леня Голиков. Родился в деревне Лукино на берегу реки Поло. Когда родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам, где стал разведчиком.
Леня Голиков участвовал во множестве боёв наравне со взрослыми. Погиб зимой 1943 г. под селом Острая Лука.
2 апреля 1944 года партизану Лене Голикову было присвоено звание Героя Советского Союза.
19 слайд: Памятник партизану пионеру-герою Лене Голикову перед зданием администрации Новгородской области. Великий Новгород.
20 слайд: Валя Котик. Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Хмельницкой области. Когда в село ворвались фашисты, вместе с друзьями решил бороться с врагом, став связным и разведчиком подпольной организации.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. В то время ему только-только исполнилось четырнадцать лет, но это не помешало Вале сражаться наравне со взрослыми. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Он погиб как герой, и уже посмертно получил звание Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился Валя Котик, поставлен памятник.
21 слайд: Саша Бородулин. Пионер не мог смириться с тем, что над его родным поселком гудят вражеские бомбардировщики. Саша раздобыл винтовку, убил фашистского мотоциклиста и взял свой первый боевой трофей – немецкий автомат.
После ушёл к партизанам, вёл разведку. Когда каратели выследили отряд, пришлось уходит в течение трёх суток, дважды вырываться из окружения. Но кольцо всё равно сомкнулось. Тогда командир призвал добровольцев прикрыть отход отряда. Первым вызвался Саша и ещё четверо смелых партизан. Постепенно они погибали один за другим. Последним оставался юный герой. Хотя была надежда на спасение, Саша решил довести дело до конца. Он взорвал себя гранатой вместе с фашистами.
22 слайд: Надя Богданова. Когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Надя прикидывалась нищенкой, бродила среди фашистов, а потом приносила в отряд ценные сведения. Вместе с бойцами участвовала в подрыве фашистского штаба, минировала объекты. Первый раз её схватили 7 ноября 1941 года, когда Надя вывесила красный флаг в оккупированном Витебске. Девочку били шомполами, пытали, а потом повели на расстрел. Надя без сил упала в ров, на мгновение опередив пулю. Там её нашли живой партизаны.
Второй раз её схватили в конце 43-го года. Обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду, а после, посчитав мёртвой, бросили. Местные жители нашли девочку, выходили. Надя почти ослепла, но после войны академик В.П. Филатов смог вернуть девочке зрение [4].
23-24 слайды: Девицкие Орлята.
Иван и Михаил Зайцевы
Алексей Жаглин,
Митрофан Жерноклеев
Алексей и Иван Кулаковы
Анатолий Застрожнов
Николай Трепалин
Семь мальчиков были расстреляны прямо на глазах родных в январе 1943 г. в деревне Девица Воронежской области. Перед гибелью только Митроша Жирноклеев успел крикнуть «Мама!», после чего упал замертво.
Родную землю оккупировал враг. Дети решили устраивать диверсии. Они прокалывали гвоздями колеса немецких автомобилей, воровали оружие, повреждали телефонную связь, носили еду советским пленным, а порой даже передавали партизанам важные документы.
В конце концов мальчиков вычислили. Восьмерых школьников немцы долго держали взаперти, выбивали информацию о местоположении партизан. Ребята молча переносили пытки. Миша Зайцев потерял из-за них рассудок. Немцы выгнали его на улицу, а остальных продолжили пытать, после чего расстреляли [3].
13. Слово учителя:
Представьте себе, множество мальчиков и девочек, вашего возраста или даже младше переживали невыносимые испытание, брали в руки оружие, чтобы приблизить долгожданную Победу. Они были разведчиками и подпольщиками, подрывниками и пехотинцами, матросами и зенитчиками. Давайте послушаем стихотворение о девушках, которые управлялись на войне с оружием.
14. Четверо учеников читают стихотворение «Баллада о зенитчицах» Роберта Рождественского (приложение 1). Для чтения подобрано музыкальное оформление: звуки взрывов, снарядов, лирическая тема.
15. Продолжение работы с презентацией. Как вы думаете, а какого было матерям страдавших на войне детей? Можно ли представить что-нибудь более страшное для них? Неудивительно, что по всему миру устанавливаются памятники скорбящим матерям. Есть такой и в нашем городе.
25 слайд: Памятники скорбящей матери (фотографии).
Звучит стихотворение крымской поэтессы Е. Семагиной «Мать» (приложение 2).
26 слайд: Свыше 20 млн. человек наших сограждан погибли в той войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет. Звучит музыка «Вставай, страна огромная…»
27 слайд: Через века, через года помните! Я помню, я горжусь!
16. Заключение.
Сегодня мы вспомнили о детях войны и детях-героях, познакомились поближе с некоторыми из них. Надеюсь, вам понравилось наше мероприятие. Давайте теперь подарим частичку наших чувств и знаний другим ученикам школы. Сейчас начнётся митинг в часть Праздника Победы, на котором вы обязательно выступите.
17. Учащиеся уходят на митинге. На нём снова читается стихотворение Р. Рождественского «Зенитчицы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеклассное мероприятие «Дети войны» проводилось, прежде всего, с целью патриотического воспитания, донесения до учащихся мысли о недопустимости войны, о немыслимых испытаниях, выпавших на долю нашего народа, о совершённом им подвиге. Можно с уверенностью сказать, что проведённое мероприятия заставило ребят задуматься над поднятыми проблемами, проявить творческие способности, полнее осознать необходимость сохранения мира.
Учащиеся 8 класса живо реагировали на информацию, включались в обсуждение, проявляли умение работать в коллективы, с удовольствием участвовали в митинге.
Проведение внеклассного мероприятия «Дети войны» способствует более осознанному отношению школьников к своей истории, вызывает живой эмоциональный отклик.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Роберт Рождественский, «Баллада о зенитчицах»
Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
(звук одиночного снаряда)
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
(звук нескольких снарядов)
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
(музыка-2)
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.
Приложение 2
Елена Семагина, стихотворение «Мать»
За гранью разума и сердца
Понять, что ощущала мать,
Когда глядела, как усердно
Уходят дети умирать.
Когда чудовищем блокады
Обглодан город до костей,
Что мать испытывала, глядя
На погибающих детей?
Нам не понять, и слава Богу,
Какой немыслимой ценой,
Каким страданьем и тревогой
Досталась синь над головой!
Нам не понять и сотой доли,
Но впредь, пока народ наш жив,
Нельзя забыть, нельзя позволить
Скорбящей матери надрыв!
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. http://voxfree.narod.ru/aphorism/history.html
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гинц,_Петр
3. Девицкие Орлята: расстрелянные фашистами пионеры-герои, о которых не рассказывают в школе. - http://новости-россии.ru-an.info/новости/девицкие-орлята-расстрелянные-фашистами-дети-герои-о-которых-не-рассказывают-в-школе/
4. Дети войны/сост. Гончаренко И.К., Махлин Н.Б. – Киев: «Радянська школа», 1986 г.
5. Миксон И.Л., Жила, была: Историческое повестование. – Л: Детская литература, 1991 г.
6. Свидетельства смерти. Девичьи дневники о войне, страданиях и гибели.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.