Деловая игра «ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов». 10–11 классы. Материал для внеурочной деятельности
УМК по обществознанию А.Ф. Никитиных
Предмет: обществознание
Класс: 10-11
Тема: Деловая игра «ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов»
Тип урока - внеклассное мероприятие
Цели мероприятия:
- расширение знаний обучающихся;
- расширение социального опыта учащихся, повышение интереса к предмету (обществознание, экономика, право);
- формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию.
Использованные источники:
- Обществознание.10 класс. Базовый уровень. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. «Дрофа», 2014.
- Экономика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Р. И. Хасбулатов. «Дрофа», 2015.
- Право 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. «Дрофа», 2015.
Пояснительная записка
Игра проводится между 2-3 командами учащихся одной школы, или нескольких школ (например, школ одного микрорайона). Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в большой аудитории. Необходимо предусмотреть возможность использования мультимедийного проектора (для демонстрации отдельных заданий или их проверки). Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд, болельщиков, членов жюри (старшеклассники - победители олимпиад по обществознанию, экономике и праву, учителя, приглашенные специалисты).
Игра начинается с разминки, после которой происходит чередование задач и рекламных пауз (рекламные паузы команды (болельщики) готовят заблаговременно и могут оцениваться по пятибалльной шкале). И то и другое посвящено теме мероприятия. Задачи представляют собой задания с развернутым ответом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию (по ходу игры каждая команда получает одинаковые карточки с заданиями соответствующего блока). На решение задач отводится определенное время, по истечению которого команды по очереди предлагают свои варианты решения (первой отвечает команда, хуже всех справившаяся с заданием разминки, команда, выполнившая задание разминки первой, получает возможность отвечать последней). Возможен вариант представления части решений в письменном виде и передачи их в жюри, а часть заданий будет представлена публично (например, те задачи, которые предполагают три элемента ответа – по количеству команд-участниц).
Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. В качестве подарков командам могут быть использованы диски и пособия по подготовке к ЕГЭ.
Ход мероприятия
Разминка
Командам необходимо соотнести карточки (признаки/характеристики) с соответствующим типом общества (аналог задания 25 - классификация путем установления соответствия). Оценивается время и правильность выполнения задания.
Общество традиционное |
Общество индустриальное |
Общество постиндустриальное |
Земля - основной фактор производства |
Капитал - основной фактор производства |
Знания - основной фактор производства |
Господствуют традиционные религиозные ценности |
Возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; |
Особая роль науки, образования |
Преобладание монархических форм правления |
Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования |
Политический плюрализм, сильное гражданское общество |
Воздействие человека на природу - локальное, неконтролируемое |
Воздействие человека на природу - глобальное, неконтролируемое |
Воздействие человека на природу - глобальное, контролируемое |
Сословия |
Классовое деление; упрощение социальной структуры |
Профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Основной вид экспорта - сырье |
Основной вид экспорта - продукты производства |
Основной вид экспорта - услуги |
Ручной труд |
Широкое применение механизмов, технологий |
Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Примечание: свое решение задачи первой представляет команда, хуже всех справившаяся с заданием разминки, команда, выполнившая задание разминки первой, получает возможность отвечать последней. В случае необходимости командам могут быть начислены бонусные баллы за дополнение к ответу соперников.
Конкурс капитанов
Задание капитанам (выполняется письменно индивидуально и сдается в жюри, после чего вопросы повторяются вслух, на них дается правильный ответ) - ответить на вопросы по структуре ЕГЭ, продолжительности работы и пр. (по демоверсии 2016 года). Каждый верный ответ оценивается одним баллом.
- Продолжительность ЕГЭ по обществознанию – 235 минут.
- Минимальный балл («порог успешности») – (19) 42 балла.
- Количество заданий в работе – 29.
- Максимальный балл за всю работу – 62 (100) балла.
- Предусмотрено ли на данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов – нет.
- Сколько критериев используется при проверке обществоведческого эссе – 3.
- Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания на анализ источников (№ 21-24) – 10 баллов.
- Какое задание непосредственно проверяет знание Конституции РФ - № 16.
- Сколько заданий содержится в первой части экзаменационной работы – 20.
- Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания первой части экзаменационной работы – 35.
- Сколько заданий содержится во второй части экзаменационной работы – 9.
- Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания второй части экзаменационной работы – 27.
- Перечислите номера заданий 1 части, оцениваемые 2 баллами – все задания первой части, кроме заданий № 1-3, 10, 12.
- Какие задания второй части экзаменационной работы оцениваются 3 баллами - № 30 – 35.
- Сколько содержательных блоков включает экзаменационная работа – 5.
Решение задач блока «Человек, общество»
Задача № 1
Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе указаны глобальные проблемы:
- демографическая;
- экологическая;
- разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».
Задача № 2
Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:
- понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);
- на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
- под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:
- чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;
- проявлять себя как личность - значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
- деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
Задача № 3
Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
- египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
- прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
- рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.
Рекламная пауза
«За» и «против» рекламы (аналог задания № 34)
Команды по очереди называют плюсы и минусы рекламы, побеждает команда, доводы которой были убедительнее (см. пример возможных вариантов ответов).
аргументы «за» |
аргументы «против» |
Привлечение клиентов — информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. |
Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует. |
Увеличение продаж - подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. |
Просмотр рекламы в подавляющем большинстве случаев не является желанным и добровольным. |
Регулирование сбыта |
Реклама навязывает потребителю систему ценностей. |
Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести ее клиенты. |
Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены. |
.Рекламной деятельности отводится роль связующего звена между производством товаров и их потреблением. |
Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены. |
Реклама делает более успешной деловую, политическую и идеологическую конкуренцию, стимулирует торговый оборот. |
Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций. |
Решение задач блока «Экономика»
Задача № 1
В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите три обоснования в пользу ее введения для общества.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Дан ответ, например: прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.
2) Приведены объяснения, например:
- прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;
- прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;
- прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.
Задача № 2
В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
- Повышения спроса на отечественные автомобили.
- Увеличение производства отечественных авто
- Рост продаж отечественных авто
- Повышение цен на отечественное авто
- Продвижение отечественного рынка
Задача № 3
Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:
A) определите сумму налога для первого субъекта налога;
Б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах);
B) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данное налогообложение: прогрессивную, регрессивную или пропорциональную. Ответ обоснуйте.
Субъект налога |
Валовой доход, руб. |
Чистый доход, руб. |
1. |
40 000 |
36 000 |
2. |
10 000 |
9000 |
3. |
5000 |
4500 |
4. |
2000 |
1800 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответы на первые два вопроса задания:
А) сумма налога для первого субъекта налога составляет 4000 руб.; Б) величина налоговой ставки для второго субъекта налога составляет 10%;
2) обоснование ответа на третий вопрос:
принята пропорциональная система, так как величина ставки налога не изменяется с ростом дохода.
Рекламная пауза
Конкурс фантазеров «Необычная реклама»
Обычно предприятия и организации тратят огромные средства на рекламу, но, как показывает практика, а также непосредственные опросы населения, наибольшей популярностью пользуется креативная реклама с творческим подходом, которая удивляет и радует зрителей и запоминается на долгое время.
Задание командам – предложить вариант рекламы, которая удивит, порадует и запомнится надолго (см. пример). Желательно заранее оговорить рекламируемый объект, чтобы команды были в равных условиях.
Побеждает команда, представившая более яркий вариант рекламы.
Пример: для демонстрации рекламного слогана шампуня, укрепляющего волосы, рекламодатели «выбросили» из окна косу огромных размеров.
Примечание:после этого конкурса можно предложить ребятам посмотреть заранее подготовленную подборку самой необычной рекламы.
Решение задач блока «Социальные отношения»
Задача № 1
Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:
Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- вывод, например: в стране Z в 2001-2007 гг. резко увеличилось число разводов, что свидетельствует о кризисе института брака;
- предположения, например: - страна переживает экономический кризис; - общество стало намного терпимее относиться к разводу как способу решения проблем семьи; - у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом. Могут быть высказаны иные предположения.
Задача № 2
В ходе социологического опроса 2007 г. (Лавада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представленны в графическом виде.
(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3 %.)
Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в российской федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
В ответе должны быть следующие элементы:
1) три вывода, допустим:
- большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;
- в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;
- среди мужчин больший процент чем среди женщин считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины
2) обоснование одного из них, например: − тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих семьях авторитет матери гораздо выше авторитета отца.
Задача № 3
В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.
К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Дан ответ, допустим: семья относится к традиционному (патриархальному) типу.
2. Приведено обоснование, например: в семье, упомянутой в задании, неравноправное положение женщины с мужчиной, женщина полностью материально зависит от мужа и его семьи.
3. Указаны признаки, допустим:
- в традиционных семьях существует четкое распределение гендерных ролей и домашнего труда, женщина занимается домашним хозяйством и детьми;
- женщины и младшие члены традиционной семьи не могут на равных с мужчиной принимать участие в принятии решении о жизни семьи;
- как правило, традиционные семьи многопоколенные, совместно проживает несколько поколении родственников.
Рекламная пауза (вне конкурса)
О силе рекламы
Просмотр мультфильма или инсценировка одной из команд русской сказки «КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ»
1 покупатель: Хозяин, продашь нам корову свою?
Старик: Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
1 покупатель: Не много ли просишь, старик, за неё?
Старик: Да где наживаться! Вернуть бы своё!
1 покупатель: Уж больно твоя коровёнка худа!
Старик: Болеет, проклятая. Прямо беда!
1 покупатель: А много ль корова даёт молока?
Старик: Да мы молока не видали пока...
Автор:
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
Паренек:
Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Автор:
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
2 покупатель: Корову продашь?
Паренек:
Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
2 покупатель: Да так ли! Уж выглядит больно худой!
Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.
2 покупатель: А много ль корова даёт молока?
Паренек: Не выдоишь за день: устанет рука.
Автор: Старик посмотрел на корову свою:
Старик:
Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому:
Такая скотина нужна самому!
Решение задач блока «Политика»
Задача № 1
Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
- обоснования, например: - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи. Могут быть приведены другие обоснования.
Задача № 2
В ст. 13 Конституции РФ утверждается: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Проиллюстрируйте тремя примерами данное конституционное положение.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Приведены три примера, иллюстрирующие конституционное положение.
- в выборах в Государственную думу между собой борются партии различной идеологической направленности: либеральной (ЛДПР), коммунистической (КПРФ), социал-демократической ("Справедливая Россия") и т.д.
- в России граждане имеют право создавать различные общественные объединения, союзы, совместно добиваясь своих целей, например, защищать природу, семейные ценности, религиозные ценности и пр.
- для современной российской действительности характерно одновременное существование различных научных школ: в исторической науке, например, одни ученые придерживаются марксистского понимания исторического процесса, другие - цивилизационного (Тойнби и др.)
Задача № 3
В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
Могут быть приведены следующие аргументы:
- организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
- осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью;
- подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства.
- служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.
Рекламная пауза
Конкурс рекламодателей - поэтов
Команды по очереди представляют свою рекламу курса «Обществознание» в стихотворной форме. Возможно сопровождение рекламы показом слайдов или инсценировкой. Побеждает команда, представившая более убедительную и яркую рекламу.
Решение задач блока «Право»
Задача № 1
В обществе существуют различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите три обоснования необходимости такого суда в демократическом правовом государстве.
Могут быть приведены следующие обоснования:
- суд присяжных является одним из механизмов защиты прав человека средствами гражданского общества;
- участие граждан в суде в качестве присяжных позволяет реализовать их право на участие в делах государства;
- суд присяжных использует для вынесения вердикта демократическую процедуру
Задача № 2
17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны содержаться следующие позиции:
- юноша имел право на совершение данной покупки;
- указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
- указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.
Задача № 3
Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые три особенности регулирования труда работников младше 18 лет.
В ответе должны быть следующие элементы:
- ответ на вопрос: действия работодателя правомерны;
- пояснение, например: Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: торговля табачными изделиями отнесена к их числу;
- особенности: работник в возрасте до 18 лет:
- принимается на работу без испытательного срока;
- подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;
- не может работать в ночное время;
- не может переносить и перемещать тяжести, превышающие установленные для подростков предельные нормы (для юношей – 20 кг, для девушек – 7 кг);
- имеет право на сокращённую рабочую неделю;
- имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время;
- имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы;
- не может быть отозван из отпуска;
- не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников в возрасте до 18 лет
Рекламная пауза
«Разноголосая ярмарка»
Команды по очереди инсценировкой рекламируют свой товар или услугу. Побеждает команда, убедившая членов жюри «приобрести» ее товар или услугу.