Чёт и нечет
Знакомство с понятиями «чётное» и «нечётное число». Формирование представлений о чередовании чётных и нечётных чисел в числовом ряду.
Актуализировать представления о понятии «пара».
Различать предметы, являющиеся парными.
Формировать представления о понятиях «чётное число» и «нечётное число».
Наблюдать за чередованием чётных и нечётных чисел в числовом ряду.
Формировать умение использовать модель числового ряда, отражающую чередование чётных и нечётных чисел.
Исследовать свойства чётных и нечётных чисел на геометрических моделях.
Формировать умение устанавливать соответствие между числом и его характеристикой.
Развивать пространственные представления, внимание, математическую речь учащихся.
Установление соответствия между количеством предметов на рисунке и числом.
Различение парных предметов.
Составление пар предметов.
Определение места чётного и нечётного числа в числовом ряду.
Исследование свойств чётных и нечётных чисел.
Называние чётных (нечётных) чисел в прямом и обратном порядке.
Установление соответствия между числом и его характеристикой (чётное или нечётное).
- Чётное число, нечётное число.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между числом и количеством предметов на рисунке. Ученики считают предметы и соединяют рисунок с соответствующим числом. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Актуализация понятия «пара». Учитель предлагает подобрать другое слово к этому понятию и объяснить, какие предметы используют парами. Учащиеся говорят, что пара — это два предмета, а парными предметами являются такие, которыми невозможно пользоваться, если не хватает второго предмета из пары. Они могут привести пример: у человека две руки и две ноги, значит, и обувь (ботинки, туфли, тапочки), и одежда (варежки, перчатки) должны быть парными. На рисунках специально изображено по два предмета. Дети называют их и отмечают предметы, которые используются парами (а не изображены). |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Знакомство с новыми словами. Учитель читает первое предложение и предлагает догадаться по рисунку, что означает слово «чета» (муж и жена). Учитель объясняет, что это устаревшее название супружеской пары. Можно предложить ученикам найти информацию в словаре: «Чета — два предмета или два лица, пара» (С. И. Ожегов). Учителю следует вернуться к названию урока и пояснить учащимся, что устаревшие слова «чёт» и «нечет» связаны по смыслу со словом «чета». «Чёт» — количество предметов, которые можно соединить попарно, «нечет» — слово, противоположное по смыслу. Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между одинаковыми предметами. Ученики раскрашивают второй носочек из пары таким же цветом. Можно предложить ученикам ответить на вопросы: «Сколько всего носков? (Восемь.) Сколько пар носков? (Четыре.)». |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Формирование представлений о чётных числах. Дети рассматривают рисунки, на которых чередуется парное и непарное количество предметов. Затем они записывают в ряд числа, обозначающие парное количество предметов, — чётные числа: 2, 4, 6, 8, 10. Ряд нечётных чисел дан в учебнике, дети могут назвать их по порядку. Работа с интерактивным заданием. Ученики называют числа в каждом из предложенных рядов, отмечают ряд, где записаны только чётные числа в пределах 10, и объясняют свой выбор (в других рядах среди чётных чисел встречаются нечётные). |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Сравнивая записанные ряды с моделью числового ряда, приведённой в учебнике, учащиеся приходят к выводу, что чётные и нечётные числа чередуются. Тренировка в запоминании чётных и нечётных чисел. Называние чётных (нечётных) чисел в прямом и обратном порядке — счёт двойками в пределах 10. Работа с интерактивным заданием. Определение нечётных чисел на модели числового ряда. Ученики закрашивают круги с нечётными числами. Можно предложить назвать нечётные числа в обратном порядке, назвать числа в незакрашенных кругах, определить их название (чётные числа) и перечислить чётные числа в обратном порядке. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Расширение представлений о чётных и нечётных числах. Геометрические модели в учебнике изображают числовой ряд. Отвечая на вопросы и записывая равенства, ученики приходят к выводу, что при сложении одинаковых чисел в ответе получается чётное число. Полученный вывод можно использовать для самоконтроля результатов вычислений в пределах 10. Работа с интерактивным заданием. Расположение сумм с одинаковыми слагаемыми в порядке увеличения результата. Можно предложить ученикам назвать ответы по порядку (2, 4, 6, 8, 10) и сделать вывод, какие числа получились — чётные или нечётные (чётные). |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения определять чётные и нечётные числа на модели числового ряда. Учащиеся сначала определяют, какими цветами нужно закрашивать круги с числами: «Круг с числом 1 закрашен голубым цветом, 1 — нечётное число, значит, все круги с нечётными числами закрашиваю голубым цветом. Круг с чётным числом 2 закрашен розовым цветом, значит, все круги с чётными числами закрашиваю розовым цветом». Дети закрашивают круги с чётными числами одним цветом, с нечётными — другим. |