Что такое десяток
Знакомство с понятием «десяток», с названиями и записью цифрами круглых чисел. Формирование первоначальных представлений о десятичном принципе построения системы чисел.
Формировать представление о понятии «десяток».
Формировать представления учащихся о круглых числах и их названиях.
Формировать умение обозначать круглые числа двумя цифрами.
Закреплять умение выполнять вычисления в пределах 10.
Формировать умение выполнять сложение и вычитание с круглыми числами в пределах 100 без перехода через десяток.
Формировать представление учащихся о десятичном принципе построения чисел: десять единиц — десяток, десять десятков — сотня.
Познакомить учащихся с числом 100 и формировать умение записывать его тремя цифрами.
Закреплять умения решать тестовые задачи, объясняя выбор арифметического действия.
Закреплять умение работать с информацией, представленной в нестандартном виде.
Формировать интерес к урокам математики и развивать кругозор учащихся.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Определение количества клеток в фигуре и запись числа цифрами
определение количества монет и суммы денег на рисунке
запись круглых чисел цифрами
заполнение пропусков в равенствах
выполнение сложения и вычитания круглых чисел
установление соответствия между числом и его символической записью.
Десяток, круглое число, число 100, сложение и вычитание десятков в пределах 100.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения считать в пределах 10. Ученики определяют, сколько клеток в каждой фигуре, и записывают числа. Дополнительно: «Какое наибольшее число клеток занимает фигура? Какая фигура занимает наименьшее число клеток? |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Знакомство с понятием «десяток». Важно обратить внимание учащихся но то, что слова «десять» и «десяток» имеют одинаковое значение. Ученики знакомятся с сокращением слова «десяток» (д.), которое используется в записях, проговаривают решение задачи и записывают его с помощью действия сложения: 1 д. + 1 д. = 2 д. (к одному десятку прибавить один десяток — получится два десятка). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся заполняют числами пропуски в записях. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 2 учебника. Ученики знакомятся с условием задачи, проговаривают решение и записывают его с помощью действия вычитания: 3 д. – 1 д. = 2 д. (из трёх десятков вычесть один десяток — получится два десятка). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют сложение и вычитание круглых чисел и записывают результаты. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Рисунок в учебнике даёт наглядное представление о круглых числах и числе 100 (всего изображено 100 цыплят), десятичном принципе строения системы чисел, счёте десятками и записи десятков с помощью двух цифр. Учащиеся записывают десятки цифрами и определяют, сколько десятков и сколько всего цыплят на рисунке: 1 д. + 2 д. + 3 д. + 4 д. = 10 д., 10 д. = 100. Работа с интерактивным заданием. Учитель предлагает ученикам определить, какие монеты изображены на всех рисунках. Учащиеся говорят, что на всех рисунках изображены монеты по 10 рублей. Затем они считают количество монет, определяют, сколько рублей на рисунке, и записывают эти числа. Учитель может пояснить детям, что количество монет равно количеству десятков: 5 монет — 5 десятков, 50 рублей. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся решают задачу устно и дают ответ — девять. При затруднении можно нарисовать схему. Работа с интерактивным заданием. Сложение и вычитание круглых чисел, актуализация понимания взаимосвязи действий сложения и вычитания. Учащиеся заполняют пропуски в равенствах. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 5 учебника. Равенство можно записать двумя способами: 2 д. + 3 д. = 5 д. или 20 + 30 = 50. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения работать с информацией, представленной в нестандартном виде. Учащиеся определяют, какими знаками заменили цифры в записи чисел, и восстанавливают эти числа в соответствии с указанным соответствием цифр и знаков. Можно предложить детям ответить на вопросы: «Сколько цифр в записи однозначного числа и сколько — в записи двузначного? Чем похожи и чем отличаются знаки в записях чисел?» Учащиеся могут заметить, что ответ на этот вопрос «спрятан» в названиях чисел: однозначное число записывается с помощью одного знака (цифры), двузначное число записывается двумя знаками (цифрами). |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Решение задачи можно записать двумя способами: 4 д. + 3 д. = 7 д. или 40 + 30 = 70. Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между числом и его символической записью. Учащиеся определяют, какие круглые числа зашифрованы в записях сложения и вычитания, выполняют вычисления и записывают ответы. |