Что можно отнести к электронным образовательным ресурсам?
Под термином «электронные образовательные ресурсы» понимают все многообразие средств обучения, представленных в цифровой форме. Сегодня практически каждый педагог регулярно обращается к электронным ресурсам — однако нужно понимать, что далеко не все цифровые материалы, которые мы используем, можно назвать электронным образовательным ресурсом.Любой электронный образовательный ресурс определяется его контентом, то есть предметным содержанием и структурой. Кроме того, ЭОР всегда содержит метаданные — то есть информацию, характеризующую контент и структуру ресурса, а также включающую все выходные данные и сведения о ресурсе.
По характеру и устройству контента, различают три основных группы ЭОР:
Текстографические — это текст или картинка, которые выводятся на дисплей электронного устройства и не предусматривают специального управления — например, поиска по тексту. Нужную страницу в любой момент можно вывести на экран или на печать.
Текстовые — отличаются от текстографических наличием системы навигации. Например, это учебники, в которых можно легко переходить с одной страницы на другую, искать информацию по ключевым фразам, дополнительная информация о тех или иных понятиях выводится на дисплей в виде гипертекста.
Визуальные и звуковые — ресурсы, включающие анимацию, видео и/или звук.
Часто несколько электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенные для использования в рамках изучения одного и того же предмета, образуют учебно-методический комплекс.
С точки зрения пользователя, структура электронного издания во многом схожа с печатным. В ней предусмотрено деление на компоненты: главы, параграфы, разделы. В роли страниц выступают экранные кадры, с тем отличием, что каждый кадр содержит логически завершенную единицу контента. Все кадры пронумерованы, как и страницы в книге. У каждого кадра, в зависимости от содержания и целей, есть свой продуманный сценарий — то есть порядок и последовательность действий, которые могут совершать пользователи при работе на данной странице электронного ресурса.
Какие бывают ЭОР?
Самостоятельные и деривативные. К самостоятельным относятся ЭОР, изначально созданные на электронном носителе. Часто они не имеют печатного аналога. Деривативными называются те, которые были созданы на основе печатных изданий и, как правило, могут играть роль их расширенных интерактивных версий.
Локальные и сетевые. Сетевые электронные образовательные издания хранятся на серверах и распространяются через Интернет или локальную школьную сеть. Локальные — хранятся на съемных носителях или в виде файлов, которые воспроизводятся на специальных устройствах. ЭОР комплексного распространения сочетают в себе локальный и сетевой типы.
Детерминированные и интерактивные. Все ЭОР в той или иной мере предусматривают интерактивный компонент, особенно при контакте ученика с контентом. В данном случае речь идет о том, насколько жестко установлены правила взаимодействия: детерминированный образовательный ресурс предлагает единственно возможный порядок взаимодействия, продуманный авторами и производителями ЭОР. Работа с интерактивным ресурсом, напротив, позволяет выбрать один из нескольких алгоритмов взаимодействия.
Официальные и неофициальные цифровые издания. К первым относятся цифровые издания, подготовленные специалистами для использования во время учебного процесса, прошедшие редактуру и экспертизу. Официальные ЭОР чаще всего бывают представлены в виде:
-
электронных форм учебников,
-
учебно-методических и учебно-наглядных пособий,
-
практикумов,
-
самоучителей.
Все эти электронные издания можно считать официальными только после присвоения им официального грифа. Этому предшествуют научное, техническое, художественное редактирование, строгая экспертиза и рецензирование — иными словами, официальные ЭОР в обязательном порядке проходят строгий контроль качества.
Однако есть и такие электронные образовательные ресурсы, которые не определяются государственным стандартом и не получают гриф — например, обучающие компьютерные программы и автоматизированные курсы. Они также могут быть использованы в образовательном процессе.
Как узнать, с каким изданием мы имеем дело?
Вся информация об электронном образовательном ресурсе содержится в выходных данных. Это текст, предназначенный для идентификации ресурса, библиографической обработки и статистического учета. Состав выходных данных формируется в зависимости от того, каково само электронное издание, как оно распространяется и сколько предполагает пользователей, но чаще всего в них обязательно указывается общий объем информации, комплектация издания, число и продолжительность видео и аудиофрагментов, а также базовые технические требования к устройству, на котором вы будете запускать ЭОР. Если речь идет о сетевом издании, то выходные данные будут также содержать информацию о требованиях к браузеру (тип браузера, версия), скорости подключения и дополнительных настройках.
Обычно выходные данные можно увидеть на титульных экранах цифрового издания — основном и/или дополнительном. Они выполняют роль «обложки» электронного ресурса и оформляются строго в соответствии с принятым государственным стандартом.
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.