Буквы Е и Ё — показатели мягкости предшествующих согласных звуков
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с использованием букв Е, Ё, для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме.
Виды деятельности
Соотносить слова, содержащие буквы Е, Ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике.
Характеризовать звуки букв Е, Ё.
Ключевые понятия
- Звук, буква, звуковая схема, жеребёнок, галоп.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Вы готовы к уроку? Приготовьте свои ушки и глазки, Чтобы они могли всё видеть, Слышать и запоминать. Прочитайте слова. (Лес, ёжик, клён, ели.) Назовите слова, в которых буквы Е, Ё обозначают два звука. (Ёжик, ели.) Какие это звуки? ([й’э], [й’о].) Посмотрите внимательно на два других слова. Произнесите их. В них буквы Е, Ё тоже обозначают два звука? (Нет.) |
2 | 2. Первичное усвоение новых знаний | Сделайте звуковой разбор слов лес, клён. Сколько букв в этих словах? (3/4.) А звуков? (Столько же, сколько и букв.) |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Посмотрите на доску. Прочитайте. Как можно назвать записи? (Слоги.) Что общего в слогах первого столбика? (По 2 буквы, буква гласного звука и буква согласного, вторая буква И, все согласные мягкие.) Прочитайте слоги второго столбика. Чем похожи? (По 2 буквы, буква гласного звука и буква согласного, первая буква Н.) Чем слоги отличаются? (Разные гласные.) Первые буквы одинаковые, а звуки одинаковые? (Нет, твёрдый, мягкий, мягкий.) При чтении следующих столбиков дети обращают внимание, что буквы одинаковые, а звуки разные — то твёрдые, то мягкие.) Буквы Е,Ё как буква И на письме обозначают мягкость предшествующего звука и обозначают по одному звуку [э], [о]. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Определите, кто чей ребёнок. Соотнесите схемы слов со словами, обозначающими детей. У гусыни==гусёнок= У коровы==телёнок У свиньи==поросёнок Произнесите слова второго столбика с ударением. Что заметили? (Ё — всегда ударный.) Да, ё — всегда ударный, и поэтому знак ударения над ней мы ставить не будем. |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Сделаем звуковой разбор слова поросёнок. |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Физкультминутка Мы сегодня много говорили о мамах и их детях. Какие эпитеты вы можете подобрать к слову мама. Какие они мамы? Как вы относитесь к маме? Послушайте рассказ Г. Скребицкого «Зайка и Мурка» (Спутник Букваря). |
7 | 7. Первичное закрепление | Отгадайте ребусы. (Еноты, карта, весна.) |
8 | 8. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 37. |
9 | 9. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 37, № 4. |
10 | 10. Первичное закрепление | Распределите слова в два столбика, по количеству звуков, обозначающих букву Е. Ельник, енот, Егор, ералаш, мел, кресло, село, река. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Какие звуки обозначают буквы Е, Ё? |