Больше. Меньше. Столько же
Знакомство учащихся с принципом сравнения числа (составление пар предметов), формирование умения обозначать предметы символами, формирование навыка письма (цифра 3).
Формировать умение сравнивать количество предметов с помощью составления пар, используя слова «больше», «меньше», «столько же».
Закреплять умение читать и записывать числа.
Способствовать формированию умения соотносить числа от 1 до 9 с цифрами и количеством предметов.
Формировать навык письма цифры 3.
Развивать умение наблюдать и видеть закономерности.
Развивать логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Формировать умение выполнять задание, следуя инструкции.
Сравнение количества изображённых предметов, используя приём составления пар.
Использование в речи понятий «больше», «меньше», «столько же».
Установление соответствия между числом предметов и цифрой.
Определение количества предметов, используя названия чисел.
Установление соответствия между текстом и количеством предметов на рисунке.
Выполнение задания в паре.
Письмо цифры 3.
Сравнение количества предметов, составление пар, больше, меньше, столько же, число, цифра, числа от 1 до 9, письмо цифры 3.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Учащиеся соединяют рисунки с одинаковым количеством предметов. Получаются такие пары: зайчики и морковки, белочки и жёлуди, бабочки и цветочки. Можно обратить внимание детей, что всем зверюшкам достанется лакомство. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Задание направлено на актуализацию понятия «столько же». Ученики отмечают рисунок, соответствующий условию: в корзине должно быть 3 белых гриба и столько же лисичек. Обязательно нужно попросить детей объяснить свой выбор (в одной корзине лисичек меньше, чем белых грибов, в другой — лисичек больше). Дополнительный вопрос: «Сколько всего грибов в корзине?» |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Проблемная ситуация возникает при поиске ответа на вопрос задания. На вопрос «Каких предметов больше?» дети обычно отвечают интуитивно, опираясь на зрительное восприятие. При небольшом количестве предметов (как на первом рисунке) это допустимо. При увеличении количества предметов их можно пересчитать. На втором рисунке количество мячей слишком велико. Ученики, не умеющие считать до 20, скорее всего, не сумеют сравнить количество красных и белых мячей. С опорой на третий рисунок учитель объясняет, что можно сравнить любое количество предметов, составив пары. На рисунке в задании больше красных мячей, так как один красный мяч остался без пары. Ученики рассматривают рисунки, на которых показано составление пар, и определяют неверно выполненное сравнение: в пары соединены предметы из одной группы. Вывод: таким способом нельзя узнать, каких предметов больше или меньше. Дополнительные вопросы: Каких яблок больше; меньше? Каких предметов поровну? И др. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Сравнение количества предметов с опорой на предметные рисунки, используя слова «столько же», «больше», «меньше». Задание направлено на формирование умений сравнивать числа с помощью составления пар и использовать в речи слова «больше», «меньше», «столько же». Учащиеся сравнивают количество фигур на рисунках, мысленно составляя пары, и отмечают рисунок, на котором изображено одинаковое количество фигур. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Сравнение количества предметов с опорой на практическую деятельность учащихся. Можно использовать любые подходящие предметы или разрезной материал. Работа в паре. Дополнительное задание: первому ученику — «Сделай так, чтобы карандашей стало больше, чем фасолинок», второму — «Сделай так, чтобы фасолинок стало больше, чем карандашей». (Есть два способа: убрать карандаши или добавить фасолинки.) Задание направлено на формирование умений сравнивать числа с помощью составления пар и использовать в речи слова «больше», «меньше», «столько же». Учащиеся сравнивают количество фигур на рисунках, мысленно составляя пары, и отмечают рисунок, на котором количество одних фигур больше количества других. Можно предложить ученикам ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы фигур на рисунке стало поровну?» Они могут предложить два варианта — добавить нужное количество фигур в одну группу или убрать их из второй группы. Если у каждой фигуры из одной группы будет пара из другой группы, то фигур будет поровну. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Сравнение чисел с опорой на схему. Пропедевтика моделирования условия текстовой задачи. Задание направлено на формирование умений сравнивать числа с помощью составления пар и использовать в речи слова «больше», «меньше», «столько же». Учащиеся сравнивают количество фигур на рисунках, мысленно составляя пары, и отмечают рисунок, на котором количество одних фигур меньше количества других. Можно предложить ученикам ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы фигур на рисунке стало поровну?» Они могут предложить два варианта — добавить нужное количество фигур в одну группу или убрать их из второй группы. Если у каждого предмета из одной группы будет пара из другой группы, то фигур будет поровну. Письмо цифры 3. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Учащиеся мысленно составляют пары «яблоко–листик» (проводя пальчиком) и определяют, чего больше. На рисунке изображены две группы рисунков. Вверху — 5 цветных пирожных, внизу — 7 чёрно-белых конфет, расположенных в ряд. Учащиеся используют способ составления пар и закрашивают столько конфет, сколько пирожных (учитель должен обратить внимание детей, что ряд нужно начинать слева). Затем они отвечают на вопрос, каких предметов больше и почему (конфет больше, чем пирожных, потому что есть конфеты, которые остались без пар). |