Больше или меньше? На сколько?
Формирование первоначальных представлений о связи арифметических действий с увеличением или уменьшением чисел в равенствах.
Формировать представление о связи действия сложения с увеличением, а вычитания — с уменьшением чисел.
Формировать умения наблюдать за числами в равенстве, делать выводы и применять их при вычислениях.
Закреплять умение иллюстрировать с помощью схемы условие текстовой задачи.
Формировать умение понимать информацию, представленную на схеме.
Формировать умение выбирать арифметическое действие для решения текстовой задачи.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10.
Закреплять умение выполнять сравнение чисел и делать записи с помощью знаков неравенства.
Закреплять умение различать чётные и нечётные числа и выделять среди них соседние.
Развивать внимание, логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Составление схемы, иллюстрирующей условие задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись равенства для решения текстовой задачи.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Установление правила, по которому составлены суммы и разности, и продолжение записей в соответствии с найденной закономерностью.
Сравнение чисел в пределах 10.
Различение соседних чётных (нечётных) чисел в разностях.
На сколько больше, на сколько меньше, увеличение, уменьшение, задача, схема, решение задачи, чётное число, нечётное число.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения определять, каких предметов больше и каких меньше. Учащиеся с опорой на условие находят на рисунке фигуры, которые рисовала Маша, и считают их (6 квадратов). Затем они пересчитывают фигуры, которые нарисовала Лена (4 треугольника), и определяют, каких фигур больше. Это можно сделать с опорой на рисунок, составляя пары квадрат — треугольник, или сравнив числа 6 и 4. В результате ученики отмечают имя девочки, у которой фигур больше, — Маша. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения определять, на сколько одно число меньше другого. Работа с текстовой задачей на сложение. Учащиеся знакомятся с условием задачи, отвечают на вопросы «Что известно?» и «Что нужно узнать?», выбирают действие для решения задачи и записывают равенство. Дополнительно: «Каких кубиков больше — зелёных или красных? (Зелёных кубиков больше, потому что 5 больше 3.) На сколько? (На 2.)» |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с интерактивным заданием. Актуализация умения определять, на сколько одно число больше другого. Работа с текстовой задачей на сложение. Учащиеся знакомятся с условием задачи, отвечают на вопросы «Что известно?» и «Что нужно узнать?», выбирают действие для решения задачи и записывают равенство. Дополнительно: «Кого меньше — девочек или мальчиков? (Мальчиков меньше, потому что 4 меньше 6.) На сколько? (На 2.)» Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся знакомятся с текстом задачи на сложение, выбирают арифметическое действие для её решения и записывают равенство: 7 + 2 = 9. Учитель проговаривает предложения и рисует на доске схему: «Было 7 поросят. Стало 9. На сколько увеличилось количество поросят?» Дети отвечают на вопрос, опираясь на схему. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся знакомятся с текстом задачи на вычитание, выбирают арифметическое действие для её решения и записывают равенство: 7 – 3 = 4. Учитель проговаривает предложения и рисует на доске схему: «Было 7 уток. Стало 4. На сколько уменьшилось количество уток?» Дети отвечают на вопрос, опираясь на схему. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять сравнение чисел. Учитель предлагает детям рассмотреть записи и определить, на сколько число увеличилось или уменьшилось. Учащиеся выбирают знак неравенства, опираясь на рассуждения. Нужно сравнить 5 и 5 + 2. К числу 5 прибавили 2, значит, число увеличилось, 5 < 5 + 2. Сравним 8 и 8 – 3. Из 8 вычли 3, значит, число уменьшилось, 8 > 8 – 3. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с интерактивным заданием. Ученики определяют правило, по которому записаны суммы. Учитель обращает внимание детей на то, что выполнять вычисления не нужно, достаточно провести наблюдение над числами в записях сложения: первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1. Затем учащиеся записывают две следующие суммы в соответствии с найденной закономерностью. Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся устно подбирают числа в первых четырёх столбиках и проверяют, верные ли равенства получились. Затем они выполняют вычитания в столбиках д) и е) и записывают равенства (на доске или в тетради). Для демонстрации сложных случаев вычитания (например, 10 – 8) можно использовать схему. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Ученики самостоятельно проводят наблюдение над числами в записях вычитания и определяют правило, по которому записаны разности: оба числа уменьшаются на 1. Затем учащиеся записывают две следующие разности в соответствии с найденной закономерностью. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 4 учебника. Учащиеся проводят небольшое исследование разностей в столбиках д) и е). На основании полученных ответов учащиеся (с помощью учителя) формулируют вывод: при вычитании соседних чётных (или нечётных) чисел в ответе получается 2. Полезно закрепить это правило, предложив детям составить разности из соседних чётных (или нечётных) чисел и записать равенства в тетради. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения различать соседние чётные (нечётные) числа. Учащиеся отмечают разности, составленные из соседних чётных (нечётных) чисел, и выполняют вычисления: если оба числа являются соседними чётными (нечётными) и результат равен числу 2, то разность отмечена верно. |