Сценарий ко Дню народного единства на тему: «Согласие и примирение, терпимость и терпение»
Пояснительная записка
Две праздничные даты - 7 и 16 ноября созвучны по своей направленности, их значения даже рифмуются!
В известном произведении В. Пикуля «Битва железных канцлеров» Бисмарк жёстко выражает позицию, которую сегодня, разделяют многие люди: «Великие дела, - говорит он, совершаются не болтовнёй, а железом и кровью». Позиция Ф. И.Тютчева совершенно противоположна; из России слышится его голос:
Единство – возвестил оратор наших дней –
Быть может спаяно железом лишь и кровью.
А мы попробуем спаять его любовью,
А там посмотрим, что прочней…
Какой путь к примирению выберем мы? Проблемы противостояния, нетерпимости и агрессии в обществе достигли небывалых масштабов. Очень печально и страшно, что пороки общества распространяются на хрупкую, маленькую (по возрасту и опыту), ранимую часть общества, на наших детей. Сейчас, как никогда прежде, нужны мероприятия, которые помогали бы детям видеть многообразие мира, культур, взглядов и развивать осознанное желание относиться с пониманием к каждому живому существу, чувствовать себя человеком разумным, добрым, мирным, терпимым и именно поэтому, счастливым. Спаять единство любовью – единственно верный способ, поскольку любовь, как сказано в Вечной книге, «…всё переносит, всё стойко претерпевает и никогда не перестаёт. Любовь – это совершенные узы единства»! Как помочь детям проявлять удивительные грани любви: терпимость, понимание, принятие, доброту к другим, непохожим, не всегда понятным, думающим и чувствующим иначе?
Дела говорят громче слов; одним из таких дел стала проектная работа: ««Согласие и примирение, терпимость и терпение». Во время каникул на базе МБОУ «Гимназия №2», города Инты, республики Коми дети стали участниками этого проекта. На разных этапах проектной работы мальчики и девочки с 1 по 4 класс могли прикоснуться к прекрасному миру растений и животных, а также к многообразию культуры и искусства разных народов. Дети познавали на практике, как помогать деревьям, птицам, как находить общий язык с другими.
Участники проекта поставили мини- спектакль «Ромашка», в котором цветок сначала переживал из-за своей неказистости, завидуя розе, лилии, винограду…, но потом с помощью садовника, пришёл к пониманию, что он ценен именно своей неповторимостью, непохожестью, что он – особенный! «Прелесть жизни в её разнообразии»! Понимание этого принципа помогло участникам проекта смотреть на мир глазами доброты и радости.
Дети с удовольствием обсуждали презентации, собирали добрые дела в сундучок Добра, слушали и пели песни о дружбе, посетили ЦНК, где также могли познакомиться с разнообразными традициями и обычаями людей разных национальностей.
В завершение проекта на празднике рукавичек на детей посыпался разноцветный дождь из разных бумажных варежек с узорами, требующими завершения. Каждый должен был найти свою пару среди других участников и вместе, договорившись, закончить оформление шедевра.
Предложение написать стихи на заданную тему, вызвало большой интерес юных поэтов, мы, с их разрешения, приводим рифмы, побуждающие к Терпимости, Доброте, Пониманию, Человечности.
Блок занятий: «Согласие и примирение, терпимость и терпение»
Цели:
- Раскрыть понятия: единство, согласие, толерантность;
- Развивать терпимое, бережное отношения ко всему живому;
- Формировать морально-нравственное поведение через мораль сказки;
- Воспитывать уважение к чувствам других.
Занятие №1 «Листая словарь» (по методике Н.Е.Щурковой)
1. Эмоциональный настрой
«Игра «Пожелания». Игроки по кругу желают друг другу то, что с их точки зрения очень важно для сидящего рядом участника.
Примечание: игра способствует созданию тёплой, искренней, доброжелательной атмосферы в группе.
2. Определение проблемы и постановка целей
Сталкивались ли вы когда-либо с непониманием, агрессией, нетерпимостью? (ответы участников)
Какие чувства возникали? Можно ли как-то изменить это отношение, что может этому способствовать? (ответы участников)
О чём, на ваш взгляд, уместно поговорить в этом контексте? (ответы участников)
3. Раскрытие значения терминов
4 ноября – День народного единства, а 16 ноября – Международный день толерантности.
4 и 16 ноября – праздничные даты, призванные обратить внимание на необходимость формирования доброты, принятия и понимания каждого человека, живущего в нашем прекрасном мире.
Как бы вы определили слово «Единство».
Слайды с толкованием значения термина в разных словарях.
Единство-общность, сплочённость, солидарность.
А теперь обратимся к словарям, лежащим перед вами, и найдём толкование слова «толерантность» (ответы участников)
Толерантность – терпимость к разным людям, их взглядам, обычаям, традициям. Толерантность неравносильна равнодушию.
Слайды с толкованием значения термина в разных словарях.
Можно ли сказать, что два понятия – единство и толерантность находятся в одном списке качеств, помогающих сделать мир красивее? (ответы участников)
4. Практическая часть
За 1 мин. найдите друзей и встаньте рядом, взявшись за руки. Внимание, задания!
- у вас единство интересов, например, вы любите играть в шахматы, в волейбол, вязать, танцевать, шить, рисовать и т.д.;
- вы вместе ходили в детский сад;
- вместе посещаете спортивную секции, музыкальную школу, другие кружки;
- у вас одинаковый цвет глаз (волос, рост, размер ноги...);
- у вас одинаковые имена;
- у вас одинаковый цвет одежды;
- вы учитесь в одном классе.
Последнее задание объединяет всех детей. В процессе выполнения упражнений, участники осознают, сколько общего у каждого из них.
5. Рефлексия
Приятно находить единое, общее? Почему?
«Единство — корень успеха, раздоры — успеху помеха.»
Как понимаете эту фразу? Согласны ли вы с высказыванием? Почему?
Составьте в группах свою рифмовку или приведете свои ассоциации к словам единство и толерантность.
Например, толерантность – это нежная рука, единство – это прекрасный букет из разных цветов.
6. Заключение
По кругу участники благодарят друг друга за работу.
Занятие №2 «Свободный разговор» (по методике Н.Е.Щурковой)
1. Эмоциональный настрой
Дети сидят в кругу, педагог предлагает прикоснуться ладошками к сидящему рядом и поприветствовать его улыбкой. Участники по очереди дарят друг другу улыбки. В кругу должно быть тихо, спокойно и приятно.
2. Выявление проблемы
Педагог: Я заметила, как одна девочка расстроилась из-за того, что у неё нет такого же наряда, как у другой. Как вы думаете, в чём проблема? ( Участники мероприятия высказывают свои варианты).
3. Постановка целей
Что нам сделать, чтобы помочь этой девочке?
Нужно помочь ей понять, почему это её так расстроило и сказать, что ей делать, чтобы возвратить хорошее настроение. Значит нужно найти весомые аргументы, привести интересные примеры, показать практическую ценность правильного отношения к себе и к другим.
4. Сказка
Я расскажу вам историю о цветке, а потом мы попробуем распределить роли и сыграть в маленьком спектакле как настоящие артисты. Хотите попробовать? Тогда внимательно слушайте.
Причта о ромашке
Однажды, когда садовник прогуливался по саду, к нему подлетела взволнованная пчела и начала звать на помощь. Она сказала, что ромашка погибает. Удивился садовник, подумав: «С чего бы это, я ведь создал ей все необходимые условия и ухаживаю за ней, как надо». Подойдя к ромашке, он увидел, что её лепестки начали вянуть, а некоторые уже отпали. Садовник нагнулся к ней и погладил её.
Она положила свою головку ему на руку и горько заплакала.
– Ну-ну, маленькая, не плачь, – успокаивал он её, а когда она немного успокоилась, садовник сказал: – А теперь рассказывай, что с тобой приключилось?
И ромашка рассказала, что, родившись, она была очень счастлива. Ей очень нравилось её простое зелёное платьице, облегающее тоненькую талию, тоненькие ручки-листики и жёлтенькое сияющее личико, похожее на солнышко, окружённое вокруг белоснежными лучикам. Но однажды она обратила внимание на окружавшие её растения, которые красиво цвели, приятно пахли или приносили вкусные плоды. Яблоня гордилась своими вкусными и ароматными яблоками, роза — своими изысканными цветками и острыми колючками, которыми она могла защищать себя, а виноград — своим виноградом и, главное — усами. Все они говорили, что она какая-то не такая — в общем, «не как все». Это очень расстроило маленькую ромашечку, ведь ей очень хотелось быть «как все», всем нравиться и чтобы никто не смеялся над ней. С тех самых пор счастье покинуло её, и она стала самой несчастной. Ничто теперь не радовало её: ни платьице, ни тонкая фигура, ни ручки-листики, ни даже личико-солнце с его белыми лучиками.
Садовник укоризненно посмотрел на яблоню, розу и виноград и, покачивая головой, сказал:
– Ну куда это годится, разве я вас такому учил? Смотрите, что вы наделали – довели до слёз прекрасное безобидное создание. И не стыдно вам? Вам, поди, такого никто не говорил, а вы вон чего удумали – сравнивать себя с другими, да ещё и зазнаваться. Нехорошо!
Провинившиеся растения потупили глаза в землю, опустили свои ветви и собирались заплакать.
– Не слёзы должны вы лить, а понять, что вы сделали не так, и постараться больше не повторять своих ошибок, – сказал садовник и вновь обратился к ромашке и, улыбаясь, спросил: – Так, значит, ты хочешь быть «как все»?
– Конечно же, — восторженно ответила ромашка, у которой сразу же высохли слёзы.
– Хорошо, – сказал садовник, – завтра я исполню твою просьбу, если, конечно, ты не передумаешь.
От радости ромашка захлопала в ладоши-листочки и подпрыгнула бы, если бы корни крепко не держали её. Она хотела было сказать, что она ни за что не передумает, но садовник не дал ей договорить.
– Но есть у меня к тебе условие: подумай, что означает быть «как все», – сказал он уже серьёзно и, развернувшись, ушёл, приговаривая: – Ну что за растения пошли? Вы только посмотрите на неё: ей, видите ли, не нравится, какой я её создал, ей хочется быть как все.
Ромашке казалось, что всё и так ясно. Оставшись наедине с собой, она задумалась, а что же такое быть «как все». Она посмотрела на яблоню, розу и виноград в надежде найти в них что-то общее, что объединяет их, кроме стебля и листьев, имеющихся у всех растений, хотя даже они были у всех разные. Но ей это не удалось, ведь все они были совершенно разные. Желая подстроиться под всех, она представила на своём тоненьком стебельке яблоки, цветки роз и их колючки, а также виноград с его усиками, и тут же спросила себя: «А где же тогда буду я? Всё это не поместится на мне, ведь я такая маленькая». Сначала она испугалась, а когда представила себе эту картину, по саду пронёсся нежный, звонкий смех, как звон колокольчиков.
На следующее утро садовник, навещая ромашку, изумился тому, как она преобразилась. Она уже не походила на вчерашний цветок. Её повядшие лепестки вновь распрямились, а вместо выпавших выросли новые, и на её прекрасном личике вновь засияла улыбка.
5. Обсуждение произведения, распределение ролей, выступление
Заранее готовятся элементы костюмов. Участники мероприятия делятся на две группы, распределяют роли, с помощью педагога подбирают небольшие фразы для актёров, затем каждая группа ( состав актёров) показывает свой вариант сказки. Это даёт возможность каждому участнику попробовать себя в роли артиста и посмотреть со стороны на театральные способности других.
6. Рефлексия
Как тебе было в роли ромашки? Что ты чувствовала, когда другие растения хвастались? Случается такое в мире людей? Почему растения хвастались? Почему критиковали ромашку? Что помогло ромашке?
Превозносятся над другими только неразумные растения и люди.
Каждый из вас – особенный, другого такого нет на свете, это удивительно, поразительно и очень интересно. Потому что прелесть жизни в её разнообразии.
7. Закрепление материала
Дайте совет воображаемой девочке, которая расстроилась из-за наряда.
8. Заключение
По кругу назовите то хорошее, что, по вашему мнению, отличает рядом сидящего от других.
Занятие №3 «Поэтическая гостиная» (по методике Н.Е.Щурковой)
Заранее оформляется класс, все участники мероприятия сидят в кругу, может звучать негромкая приятная музыка без слов.
1. Эмоциональный настрой
Все участники по кругу делают друг другу небольшой комплимент.
2. Постановка целей
Педагог открывает поэтическую гостиную фразой:
Стихи – это мелодия чувств, выраженная на бумаге. Вы согласны с этим высказыванием? Почему?
С давних времен люди пытались с помощью стихов выразить все то, что творилось в душе: печаль, радость, горе, счастье, любовь, выражая своё отношение к миру, к происходящему, к жизни. Сегодня мы увидим ваши творческие находки, послушаем стихи, которые вы сочинили, поразмышляв над темой единства и толерантности. Внимание слушателей, их сдержанные аплодисменты будут подарком каждому из нас.
3. Стихотворное меню
Размышления на тему…
Толерантность – это что же? То ли радость, то ли грусть?
Дадим слово для ответа, обе грани скажут пусть!
Радость молвила: «Конечно, толерантность – это я!
Это дружба, примиренье, все народы как семья,
Чувство такта, уваженье, все невзгоды пополам,
Всем понятно, это счастье обрести поможет нам»!
Грусть вздохнула и сказала: « Толерантность – это я.
Очевидно, что печальны у людей сейчас дела…
Нужно ёмкость слов «терпенье» и «терпимость» позабыть,
Незнакомым, новым словом их зачем- то заменить…
Почему День Пониманья празднуют один раз в год?
Терпеливый склад мышленья каждый день зовёт народ»?
Грусть и радость говорили, говорили допоздна…
Всё обдумав, я решила: толерантность мне нужна!
Форма слова и звучанье для меня не так важны,
Нужно людям пониманье, мир и счастье им нужны!
Я решила, что терпенье и терпимость для меня –
Словно чудо-украшенье, с ним счастливой буду я!
Проявлять любовь в терпенье постарайтесь круглый год,
Красота в поступках наших мир в сердцах тогда спасёт!
Анна Егорова
Нужны все люди на большой планете!
Должны запомнить это навсегда!
Тогда не будет зла, обид, страданий,
А будет мир на долгие года!
Вероника Котёлкина, 1 класс
Дружить с другим не так уж трудно,
Ведь надо просто дружным быть!
Так будем дружно вместе жить!
И нашей дружбой дорожить!
Дарина Фалина, 1 класс
У меня есть пять конфет,
Дам одну Наташе,
В этом вся и доброта –
Не твоё, а наше!
Егор Чертовских, 1 класс
Почему же в нашем классе понимание и смех?
Применяем толерантность, ждёт нас радость и успех!
Идиятулина Валерия,1 класс
В просторной, широкой стране мы живём,
Россия – навеки любимый наш дом!
Единым и крепким пусть будет народ!
В согласии, мире всегда здесь живёт!
Ярослава Смирнова, 1 класс
- Что такое толерантность? –
Я узнать хочу у всех.
Это счастье, смех и радость,
Понимание и успех!
Дарья Пак, 3 класс
Не хватает пониманья
В мире, людях и во мне,
Я себе дала заданье,
Чтобы быть терпимей мне!
Анастасия Завьялова, 1 класс
Красивый праздник отмечаем
Без спешки и без переходов!
И важен он, и узнаваем!
День единения народов.
Полина Гребченкова, 1 клаасс
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать!
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своём сердце хранить!
Евгения Лебедева, 2 класс
Если друг тебя обидел, ты не обижайся!
Просто ты его прости и обиду отпусти!
И тогда в твоём сердечке
Птица белая добра
Широко расправит крылья,
Станет зла сильней она.
Лилиана Каробанова,1 класс
Крошка-сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
- Толерантность – хорошо,
Или это плохо?
И сказал на то отец:
- Мы страна большая!
С разным цветом кожи, глаз.
Всем страна родная!
Соня Сахарова, 1 класс
Толерантность, толерантность!
Это сила и добро!
Я хочу, чтоб все народы жили мирно и тепло!
Ника Маклакова, 2 класс
Я очень добрый, креативный,
Хорош собой и позитивный!
Весёлый, смелый, элегантный,
Ну, вообщем, очень толерантный!
Кирилл Мороз, 1 класс
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.