Атмосферное давление
Урок по физике с презентацией для 7 класса.
Цель урока: раскрыть природу атмосферного давления, доказать на опыте его существование.
Задачи:
- Обучающая: на опытах показать существование атмосферного давления, формировать умения теоретически обосновывать явления, происходящие с участием атмосферного давления;
- Развивающая: продолжать формировать практические умения и навыки при решении задач, развивать логическое мышление, содействовать формированию идеи единства человека и природы
- Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; личной ответственности за выполнение коллективной работы ,в целях развития научного мировоззрения учащихся показать роль эксперимента в физики.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология урока: интерактивная.
Структура урока:
№ |
|
|
1 |
Организационный момент |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний учащихся |
5 мин |
3 |
Формулирование темы и цели урока |
3 мин |
4 |
Мотивация учебной деятельности |
2 мин |
5 |
Этап получения новых знаний |
12 мин |
6 |
Физкультминутка |
2 мин |
7 |
Закрепление учебного материала |
14 мин |
8 |
Подведение итогов урока |
4 мин |
9 |
Рефлексия |
1 мин |
10 |
Домашнее задание |
1 мин |
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте! Я рада вас видеть, надеюсь, что урок у нас пройдет хорошо.
2. Актуализация знаний учащихся
Презентация.
Слайд 2 Атлант.
Одним из героев древних мифов является Атлант – он держал на своих плечах небесный свод. Но каждый из нас является таким же силачом , как Атлант. Поднимите ваши руки ладонями вверх.
? Что вы чувствуете? Вам тяжело?
Ведь у вас на ладони воздух , причем массой около 10 тонн.
? Кто может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?
Попытаемся объяснить это явление.
3. Тема урока «Атмосферное давление»
Слайд 3
Высказывание об атмосферном давлении
Воздух имеет вес, это легко доказать на опыте
Слайды 4–5
Вычислим вес 1м3 воздуха. Известно, что масса воздуха в 1 м3 равна 1,3 кг
P = mg
P = 1,3 кг/м3 1м3 9,8 Н/кг = 13 Н
Объем классной комнаты 172 м3, значит вес воздуха в классе 2236 кг.
Слайды 6–7 Строение и состав атмосферы
Советским космонавтам удалось посмотреть, как выглядит атмосфера Земли со стороны. Вот как описал увиденное сквозь иллюминаторы корабля "Восток-2" летчик- космонавт Герман Степанович Титов: "Горизонт Земли окружен ореолом нежно- голубого цвета, который постепенно темнеет, становясь бирюзовым, синим, фиолетовым и, наконец, переходит в черный цвет". Таков океан атмосферы, на дне которого мы живем.
Строение атмосферы напоминает многоэтажный дом:
- Тропосфера - родина облаков ,в ней сосредоточена почти вся масса высота 11 км
- Стратосфера - высота от11до 55 км
- Мезосфера - высота 55км от 80 км
- Термосфера - частицы движутся с очень высокими скоростями
- Экзосфера - внешняя оболочка 500-600 км
Исследования показали, что до высоты 100 км состав атмосферы существенно не меняется.
? Атмосфера – это смесь газов, почему же она не рассеивается?
Слайд 8
Сила тяжести земли удерживает ее. Если земное тяготение ослабнет, то атмосфера Земли исчезнет или станет очень разряженной. Для преодоления земного тяготения молекулы газов должны иметь скорость 11, 2 км/с
4. Мотивация учебной деятельности
Проведем насколько опытов.
У вас на столе имеется медицинский шприц, пипетка и сосуд с водой. Наберите жидкость в шприц и пипетку.
? Почему вода поднимается вверх за поршнем и почему вода не выливается из пипетки?
Демонстрация опытов по атмосферному давлению
- со стаканом и листом бумаги
- «яйцо в бутылке»
- нагретая пластиковая бутылка закрывается и деформируется
- собрать воду под стакан
- Магдебурские полушария (виртуальный)
Как объяснить эти явления ?
Слайды 9-11
Какая сила удерживает открытку, заставляет воду подняться в шприце, удерживает жидкость в пипетке, деформирует бутылку, втягивает воду под стакан и сжимает полушария?
? Подумаем, как можно рассчитать давление?
5. Этап получения новых знаний
Слайд 12. Формулы для вычисления давления ими пользоваться нельзя , почему?
Выход из затруднительной ситуации предложил Э. Торричелли
Слайд 13 Опыт Торричелли
Как же измерить атмосферное давление?
Опыт по измерению атмосферного давления провел в 1643 году итальянский физик и математик Эванджелиста Торричелли.
В опыте, запаянная с одной стороны стеклянная трубка, заполнялась ртутью, затем опускали трубку открытым концом в широкий сосуд с ртутью. Часть ртуть из трубки вытекала в сосуд.
В трубке остался столб ртути высотой Н около 76 см = 760 мм. Почему же вся ртуть не вытекла из трубки?
Широкий сосуд и трубка – это своего рода сообщающиеся сосуды. На ртуть в широком сосуде действует атмосферное давление, которое жидкая ртуть передает по всем направлениям (И вверх). Какой выполняется закон? (закон Паскаля)
Сила давления и поддерживает столбик ртути.
6. Физкультминутка
Учитель: Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.
Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?
При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.
При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.
7. Закрепление учебного материала
Задача 1. Можно ли вместо ртути в опыте использовать воду?
Слайды 14-15 Водяной барометр
Задача 2. Определить давление 1 мм ртути в Па
Задача 3. Каким будет результат опыта Торричелли на Луне?
- Высота столба ртути будет, как и на Земле:760 мм
- Высота столба ртути будет выше, т.к. на луне сила тяжести меньше
- Высота столба ртути будет меньше
- Ртуть выльется из сосуда
Практическое использование атмосферного давления:
Слайд 16
Как мы пьем (пьем на вдохе - расширяем грудную клетку и этим разряжаем воздух во рту, под давлением наружного воздуха жидкость устремляется к нам в то пространство, где давление меньше - к нам в рот).
Рыба прилипала, мухи, древесные лягушки своими присоскам (под ними нет воздуха) держатся на поверхности , медицинские банки (при нагревании часть воздуха из них выходит ,банку быстро прижимают к телу, атмосферное давление вдавливает внутрь банка часть кожи с прилегающими тканями, когда банку снимают слышен характерный хлопок: это наружный воздух врывается в нее.
Слон использует атмосферное давление, чтобы заполнить хобот, когда пьет.
Вернемся к вопросу, который звучал в начале урока: как мы выдерживаем давление атмосферы и не чувствуем его – давление жидкостей, заполняющих сосуды тела уравновешивают внешне атмосферное давление
8. Подведение итогов урока
В начале урока, мы выяснили, что мы находимся на дне воздушного океана, который давит на нас с силой , равной весу 10 тонного груза на одну ладонь. Подведем итоги урока.
Для этого заполним пустографки (слайд 17)
- Вокруг Земли существует ___________, которая удерживается благодаря _______________.
- Воздух имеет ______________и давит на земную поверхность и все находящиеся на ней тела.
- Торричелли провел опыт по определению____________
- С увеличение высоты плотность атмосферы ________ и давление_________
На следующих уроках мы продолжим изучение атмосферного давления, рассмотрим устройство приборов для измерения атмосферного давления, как определять высоту по значениям атмосферного давления.
9. Домашнее задание
40, 41. задание №10
Творческое : применение знаний об атмосферном давлении в различных областях деятельности человека , сделать рисунок атмосферы Земли
10. Рефлексия
Наш урок подошел к концу. Давайте ответим на вопрос « Что тебе понравилось на уроке?»
Слайд 18
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Спасибо за совместную работу.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.