Аргументы к итоговому сочинению по направлению «Война и мир»
Тематическое направление предполагает написание развернутого сочинения-размышления о противопоставленности войны миру, о месте человека в этих условиях, о его морали, духовности и поступках.
Война становится критическим событием в жизни человека. И не важно, идет ли речь о солдате, погруженном в ход баталий, или о безоружном мирном населении. Война в судьбе каждого оставляет след слома — слома нравственного, духовного, этического. Русская литература подмечает позитивную эволюцию или, наоборот, упадок личности, пережившей войну. Также она приводит примеры подвигов и уроков мужества и патриотизма. Предлагаем вспомнить ключевые литературные произведения. Само направление посвящено 150-летию одноимённого романа Л. Н. Толстого. И при подготовке к сочинению из этого тематического блока следует обратить особое внимание на роман-эпопею, однако стоит рассмотреть аргументы на тему войны и мира и из других произведений.
«Война и мир»: аргументы для сочинения
«Слово о полку Игореве» (ок. 1185-1187 гг.)
В произведении находим:
1) тему патриотизма
2) проблему народного единения
3) мотив героического подвига
4) женский образ
Пафос патриотизма считывается буквально с первых страниц произведения. Сразу мы встречаем Бояна — «старинного соловья», певца, повествующего о подвигах князей и событиях того времени. Боян хвалит правителей за их удаль, храбрость. Однако сам автор «Слова о полку Игореве», личность которого нам не известна, судит о них по поступкам с точки зрения вклада в общечеловеческое благо. Так, автор иллюстрирует проявление истинного патриотизма, он подмечает не только личные качества князей, но и их ошибки, которые привели Русскую землю к раздробленности. К примеру, князь Игорь, удовлетворив своё тщеславие, идёт на половцев, обрекая своих воинов на гибель или плен.
В «Слове...» формируется идея единения земель, единения народа, который живет в разобщенных княжествах. «Золотое слово» Святослава напоминает о прежних временах, о воинской славе:
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Плач Ярославны обращает женские стенания к природным силам:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна обращается и к ветру, и к Днепру, и к солнцу. Ее голос слышен издалека. Образ Ярославны вбирает в себя всю боль женщины, ждущей мужа с поля брани.
«Бородино» М. Ю. Лермонтова (1837 г.)
В произведении находим:
1) тему патриотизма
2) идею народного духа
3) мотив героического подвига
4) образ русского солдата
Историю о воинских подвигах автор вкладывает в уста участника баталий. Старый солдат — выходец из народа. В нем будто сливаются голоса однополчан:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдат — человек простой, вместе с тем ему присущи честность, храбрость и благородство души. Солдат не стремится приукрасить события, показать свою значимость, он правдиво, легко и с особым задором повествует о пережитом на войне. Его рассказ лишен скорби и печали от увиденных кровопролитий. Солдат видит в борьбе против врагов проявление бравой удали русского народа, торжество патриотического начала. Рефреном звучат строки:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
«Белая гвардия» М. А. Булгакова (1923 г.)
В произведении находим:
1) изображение гражданской войны
2) тему сохранения нравственности в условиях войны
3) тему семейных ценностей
4) тему мужества и благородства
В романе мы видим четкое противопоставление мира Турбиных и пространства гражданской войны. Дом Турбиных отличается гостеприимством и уютом: в нем находит приют комичный Лариосик, неожиданно приехавший из Житомира. От жестокости и ужасов гражданской войны главные герои отделены стенами своего дома. Им удается сохранять тепло отношений, семейных ценностей, хотя угрозу им представляет пространство за окном. Пережив потерю матери, Елена Турбина восстанавливает гармонию дома — она заботится о братьях, молится о близких, занимается бытом.
Благородство души проявляют Николка и Най Турс. Най Турс спасает солдат от переохлаждения, требуя, чтобы им были выданы валенки. Его отзывчивость и ответственный подход к людям восхищают Николку. Николка берет такие уроки благородства себе на вооружение. В романе юноша совершает настоящий подвиг: он идет на риск, чтобы полковник Най Турс был похоронен по христианским обычаям. (Подробнее о героях — см. учебное пособие «Литература. Русский и литература. 11 класс. Часть 2», А. К. Михальской, с. 69)
Противоположностью главных героев — Елены, Алексея и Николки — становятся Василиса (Лисович), пекущийся только о богатстве и накопительстве, и Тальберг, который предает Елену и сбегает с другой женщиной за границу. Ему чуждо ощущение ответственности по отношению к близким, он обманывает доверие Турбеных.
Нравственный выбор человека, в том числе и в разрушительных апокалиптических условиях войны, оценивается самим автором в соответствии со вторым эпиграфом «Белой гвардии»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими...»
«Судьба человека» М. А. Шолохова (1956 г.)
В произведении находим:
1) изображение разрушительной силы войны
2) изображение простого солдата
3) идею национального духа
4) тему мужества и благородства
5) идею обретения смысла жизни после потрясений судьбы
Название произведения М. А. Шолохова подчеркивает, что его герой — собирательный образ человека, пережившего войну. Автор написал историю о человеке, заключив в ней историю миллионов. Судьба Андрея Соколова связана с беспощадностью военного бремени (см. учебник «Литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 2», В. В. Агеносова, с.198).
В довоенное время в его судьбе тоже случались несчастья: Соколову пришлось участвовать в гражданской войне, в 22 года он потерял родителей. Однако он находит свое счастье с девушкой Ириной, женится на ней, заводит семью, видит, как подрастают дети. У семьи появляются планы на светлое будущее... «А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон...»
Честный крестьянин становится солдатом. Он принимает удары судьбы, но, в то же время, проявляет стойкость духа. Лагерфюрер Мюллер видит его духовную силу и даже выказывает жест уважения русскому солдату. Андрея Соколова не покидают надежды на лучшее, пока он не получает известие о том, что жена и дочери погибли. Дом, который Андрей строил, как строил свое счастье, был разрушен фашистским снарядом. Даже День Великой Победы становится траурным для Соколова, потому что в этот день он теряет последнего родного человека — сына Анатолия. Главный герой остается один, он не чувствует своего героизма, торжества освобождения. Однако смысл жизни обретается Соколовым, когда он встречает Ванюшку, за которым ухаживает как за родным: «Ночью-то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя...»
«А зори здесь тихие...» Б. Васильева (1969 г.)
В произведении находим:
1) изображение разрушительной силы войны
2) образы женщин на войне
3) идею национального духа
4) тему подвига и стойкости духа
5) проблему исторической памяти
Главными персонажами повести Бориса Васильева становятся пять юных девушек, судьбы и характеры которых очень различаются. И объединяет таких разных людей война. Война заставляет их связаться одной целью и пожертвовать своими мечтами и будущим ради этой цели — ради освобождения Родины. «Нету здесь женщин! <...> Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем...» — возмущается Васков в начале повести. И правда, девушки проходят целый путь перерождения, оказавшись на войне. Однако верно говорят, что у войны не женское лицо. Галя Четвертак — романтическая натура — не может побороть свою трусость. Только автор не укоряет ее за это, так как для девушки враждебность противоестественна. Но и женщины проявляют себя настоящими бойцами. Васкова удивляет усидчивость Лизы Бричкиной, которая примечает в лесу все, вплоть до маленьких росинок. Девушки даже способны совершать отважные подвиги: Соня Гурвич, получив удар ножом в грудь, вскрикивает, за что получает смертельный удар. Так Соня успевает предупредить остальных девушек и Васкова о вражеском присутствии. Смерть Жени Комельковой, девятнадцатилетней девушки, можно назвать героической: «...немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо...» Перед смертью Риту Осянину не покидает ответственность за сына, она просит Васкова принять его и, получив обещание, она стреляет себе в висок. Война убивает всех героинь повести — убивает красоту, гармонию, естественность, ребячливость.
Проблема исторической памяти, памяти о войне раскрывается в эпилоге — маленьком фрагменте текста повести. Эпилог переносит нас на несколько десятилетий вперед. Лес, в котором погибли бойцы, соседствует, видимо, с базой отдыха, куда люди теперь приезжают порыбачить. Альберт, сын Риты Осяниной, и Васков же приезжают сюда как на место памяти, чтобы установить скромную мраморную плиту.
Военная лирика Константина Симонова
«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» (1941 г.)
В стихотворении находим:
1) образ Родины
2) поэтизацию русской деревни, образа простого народа
3) тему единства народа
Образ Родины Константин Симонов воплощает через мотив дороги. По бесконечно длинной дороге, проходящей через деревни, идут солдаты, изнуренные «злыми дождями». Деревенские жители с отзывчивостью относятся к участи солдат, они подают им кринки, шепчут благословения. Это подбадривает русского бойца за свободу Отечества. В этом пути лирический герой видит всю Россию:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась...
В деревне заключена естественность жизни, естественность чувства, потому что, проходя мимо деревенской местности, герой чувствует единение, связь с предками и целыми поколениями. Это будит национальный дух солдата, он осознает, ради чего ему суждено идти по этой дороге.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Такая ощутимая поддержка меняет настроение бойца. Он обращается к Алеше — своему собрату-солдату — с рассуждениями о том, что именно война заставляет ощутить этот русский дух. Он слышит его повсюду. Голос русского духа исходит и от людей и от природы: пажитей, лесов. Чувствуя такую связь, герой признается, что горд отдать жизнь за свою Родину:
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила...
Последние строфы заключают в себе выражение высокого патриотизма, любви к своей Родине, своему народу. Солдат хочет быть лично причастным к освобождению, счастью своего Отечества, поэтому его покидает страх перед смертью и он готов дальше и дальше идти по бесконечной дороге.
Военная лирика Булата Окуджавы
«До свидания, мальчики» (1958 г.)
В стихотворении находим:
1) тему военного бремени
2) женские образы
Текст «До свидания, мальчики» был положен Б. Ш. Окуджавой на музыку, это автобиографическая песня, в основу которой легли искренние авторские переживания. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее...» — так высказывался Булат Окуджава. И это стихотворение-песня не исключение.
В этом произведении война называется подлой. Она опустошила дворы, забрала мальчиков на войну, заставила озорных детей вдруг повзрослеть. Теперь мальчики — солдаты, они должны защищать Родину, «не щадить ни пуль, ни гранат и себя не щадить...»
Автор в первой части стихотворения прощается с мальчиками, во второй части он обращается к девочкам. Потому что война забирает на фронт не только мальчишек, она беспощадно лишает детства, покоя и мира всех. Девочкам суждено сменить хорошенькие платьица на сапоги и зеленые погоны. Девичьи розовые мечты рассеиваются с приходом войны — теперь никому не придет в голову грезить о свадьбе: «...вместо свадеб — разлуки и дым...»
Рефреном стихотворения в обеих частях являются строки, обращенные как к мальчикам, так и к девочкам: «...постарайтесь вернуться назад!» Это негромкая надежда, которую таили в себе миллионы людей, проводивших родных и близких на фронт.
«Баллада о матери» (1967 г.)
В стихотворении находим:
1) тему военного бремени
2) образ военных матерей
Центральным в произведении становится изображение образа матери, которая ждет возвращения своего сына с фронта. Тридцать лет она не видела своего сына.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Но несмотря на это, она верит в то, что сын спасся, что он вернется домой, и надежда дает ей силы жить, в этом мать видит смысл своей жизни. Мать — тот человек, которому не важна военная слава, ордена сына. Ей нужно только то, чтобы он выжил на кровопролитной войне.
Когда в село привезли показывать кино, собралось много народу: и молодые и старики, и кто был на войне и кто не был. Но все имели тяжелые воспоминания о войне: «Трудно было это вспоминать...»
Когда мать видит в герое киноленты своего Алешеньку, она кричит, словно в бреду, она двигается вместе с героем:
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Это состояние передалось и другим людям: все кричали вместе с матерью, подбадривали война. Испытав жестокость военного бремени, люди не могли оставаться равнодушными к чужому горю или переживаниям. Солдат же в киноленте — собирательный образ героя, бравого защитника, устремленного к защите Родины.
После просмотра киноленты мать продолжает верить в чудо, она все так же надеется на возвращение сына, надеется даже чуточку больше, ведь только недавно она видела его, звала его. И эта надежда навсегда останется в материнском сердце, которое как ни одно другое любит своего сына.
Также с аргументами на тему войны и мира можно познакомиться в статьях:
1. О литературе военных лет: учебник «Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2» Т. Ф. Курдюмовой, с. 52.
2. О русской поэзии периода Великой Отечественной войны: учебное пособие «Литература. Базовый уровень.11 класс» Г. В. Москвина, с. 268.
#ADVERTISING_INSERT#