Китайский язык: работа с компонентами УМК на начальном этапе обучения
Корпорация «Российский учебник», в серии современных УМК по иностранных языкам, представляет курс обучения китайскому. Проведем анализ УМК по китайскому языку и рассмотрим (с примерами), какие упражнения помогают усвоить сложный материал.УМК «Китайский язык»
Многие школьники изучают китайский как второй иностранный язык. Современные методики обучения выстроены так, чтобы лексика и грамматика китайского языка были успешно усвоены учеником даже при небольшом количестве учебных часов в неделю.
Компоненты УМК: учебники, рабочие тетради, прописи, аудиоприложения к учебникам и рабочим тетрадям (5-6 классы), книга для учителя (5 класс), ЭФУ (5 класс). Упражнения в рабочих тетрадях разработаны с учетом заданий YCT, ЕГЭ и ВОШ. В книге для учителя можно найти требования ФГОС к результатам освоения курса, способы оценки планируемых результатов, тематическое и поурочное планирование, материалы для дополнительных заданий и проектной деятельности, ключи к упражнениям, варианты обучающих игр, список выражений классного обихода. Книга для учителя и аудиоматериалы доступны для бесплатного скачивания. Также, на сайте Lecta.ru, предоставлена возможность бесплатно апробировать электронные учебники с медиаматериалами и интерактивными тестами.
Аудирование
Аудирование — рецептивный вид речевой деятельности, включающий восприятие языковой информации, понимание формы и содержания высказывания, активную переработку информации. Это одна из основ современных методик преподавания китайского языка.
Этапы работы по аудированию:
-
Обучение фонетике: различение звуков -> однослогов -> многослогов -> тонов -> слов -> словосочетаний -> фраз -> микродиалогов из отдельных фраз -> развернутых диалогов.
-
Работа с учебными текстами.
-
Работа с фильмами и звукозаписями передач.
Обучение идет от простого к сложному. Вначале ученики соотносят слова с русским переводом, значением, затем — с иероглифической записью.
Задания:
- Вставь пропущенные инициали.
-
Вставь прощенные финали.
-
Проставь тоны.
-
Диктант: вставь инициали, финали и тоны.
-
Художественный диктант.
-
Выбери изображения в соответствии с услышанным.
-
Пронумеруй рисунки в порядке услышанного.
-
Отметь правильный и неправильный переводы.
-
Отметь правильные и неправильные ответы в иероглифике.
Иероглифика
Иероглифика в УМК для 5 класса вводится с опозданием. Вначале дети работают с пиньинь (система романизации для китайского языка). Многие задания на раннем этапе обучения выполнятся с использованием и иероглифов, и пиньинь.
Этапы введения иероглифики:
-
Что такое иероглиф, из чего он состоит.
-
Основные правила каллиграфии.
-
Эволюция иероглифов.
-
Структура иероглифов.
-
Задания с простейшими графемами и базовыми иероглифами.
Ученик переходит от умения «опознавать» иероглифический знак к пониманию его структуры, а затем непосредственно к письму. Упражнения в рабочей тетради направлены на то, чтобы сформировать в сознании ученика устойчивую связь между графическим образом иероглифа и его чтением, значением, звучанием.
Задания:
-
Соедини иероглифы в соответствии с их значениями.
-
Соедини иероглифы с их чтениями.
-
Соедини слова с их значениями.
-
Пронумеруй иероглифы, чтобы получились фразы, записанные пиньинь.
-
Кроссворды.
-
Найди пройденные графемы в незнакомых иероглифах.
-
Составь пройденные иероглифы из данных графем.
- Выпиши все иероглифы, включающие в себя указанную графему.
-
По подсказкам из известных графем составь еще не знакомые иероглифы.
- Посчитай, сколько черт в каждом иероглифе.
-
Напиши первую и последнюю черту.
-
Просчитай количество черт.
-
Составь иероглиф из графем.
Другие учебные блоки, направленные на эффективное изучение китайского языка
Лексико-грамматические упражнения
- Семантика, сочетаемость, порядок слов.
- Общий и специальные вопросы.
- Закрепление новой лексики.
- Словообразование.
Развитие письменной речи
Творческие, развлекательные задания
Тесты для самопроверки
Прописи
Школьники поэтапно знакомятся со структурой иероглифического знака: минимальные графические элементы (черты) -> минимальные значимые графические элементы -> графемы -> базовые иероглифы -> более сложные иероглифические знаки. Чтобы работа была продуктивная, не механическая, ученику следует прочитать иероглиф, перевести его и после каждого написания читать снова.
Темы для проектной деятельности в 5 классе
-
Основные сведения о китайском языке и китайской письменности.
-
Сведения о китайских фамилиях и именах.
-
Традиционная китайская семья, термины родства.
-
Лунный календарь.
-
Большие города Китая.
-
Географическое положение Китая.
-
Традиционная одежда Китая.
-
Китайский чай.
-
Великая Китайская стена.