Абзац
- наблюдать за структурой текста; выделять абзацы в тексте; определять порядок следования абзацев
- абзац, структура текста
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — знакомство с текстом; сравнение различных вариантов оформления одного текста. Выполняется фронтально. После того как ученики самостоятельно (про себя) прочитают оба текста, учитель задаёт вопросы: какой вариант текста — первый или второй — вам было читать легче? В каком варианте текста специально выделены части текста? Как на письме (в учебнике) эти части текста передаются? При ответе на эти вопросы ученики должны обратить внимание на формальную сторону деления текста на абзацы: легче читать, так как выделяется каждый «кусочек» (часть) текста; отступ помогает увидеть, что начинается новая часть, и т. п. Дополнительные задания 1. Озаглавить текст. 2. Задать вопросы к каждой части текста (о чём говорится в каждой части?); попытаться сформулировать основную мысль текста (задание для классов с высоким уровнем подготовки учеников). 3. Если позволяет время и темп работы учащихся, второй вариант текста (с абзацами) записывается в тетради вместе с подобранными заголовками. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрику «Обрати внимание» читает учитель, вводя понятие «абзац». После чтения рубрики можно вернуться к упр. 1 и задать ученикам проверочные вопросы. В каком тексте выделены абзацы, а в каком нет? Прочитайте каждый абзац. Как на письме передаются абзацы? |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике (по выбору) — наблюдение за абзацем как смысловой частью текста. Выполняется фронтально. Ученики читают текст про себя. Затем организуется обсуждение основной мысли текста (учитель записывает на доске предложения учащихся) и каждого абзаца. После этого сравнивается основная мысль всего текста с содержанием каждого абзаца: ученики должны убедиться, что основная мысль целого текста складывается из содержания, микротем (термин не вводится) каждого абзаца. В заключение проводится подбор заголовка к тексту. Если позволяет время и темп работы учеников, текст записывается в тетрадях (необходимо проверить правильность списывания). Вариант выполнения (для классов с высоким уровнем подготовки). Учитель читает вслух текст, ученики слушают, закрыв учебники, а потом выделяют части текста (далее упражнение проводится, как описано выше). |
5 | 5. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |