А читать пусть в школе научат!
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии МПГУ Анна Гарагозова ответила на сложные актуальные вопросы, связанные с ранним обучением чтению.Можем ли мы «учить» в ДОУ?
Педагоги московских школ отмечают, что около 10% детей приходят в первый класс не умея читать и не зная букв. Такие дети чувствуют себя некомфортно в компании одноклассников, знакомых с чтением. Родители, озабоченные школьными достижениями и социализацией, интересуются ранним обучением чтению. Как и российские ученые, которые на протяжении XX века изучали аспекты этого направления развития ребенка. Проблема подготовки к обучению в школе была подробно описана в «Руководстве для воспитателя детского сада» 1953 года, а в 1984 году стала одной из актуальнейших тем научных исследований.
1 января 2014 года Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, исходного, базового уровня образовательной системы. ФГОС диктует стратегию ДО в качестве системы вариативного развивающего образования. В нормативном документе прописаны не конкретные знания, умения и навыки, а целевые ориентиры обучения. Среди них — речевое развитие, которое включает формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Таким образом, согласно стандарту, к завершению дошкольного обучения ребенок должен уметь выделять звуки в словах — большего не требуется. При этом нормы открывают возможности для лиц, заинтересованных в раннем обучении чтению.
Зачем мы учим дошкольников чтению?
Владеть навыком чтения должны все ученики младших классов к 8 годам. Множество образовательных программ предлагают пути достижения этого результата. Среди самых востребованных курсов: «Начальная школа XXI века» и «Планета знаний», представленные корпорацией «Российский учебник». Во всех программах есть добукварный и букварный периоды обучения грамоте, однако для их прохождения предусмотрено разное количество часов. В то же время программы по математике и другим предметам подразумевают способность ребенка прочитать задание, решить задачу. В таких условиях ученик, обладающий навыком чтения, справляется с новым материалом быстрее и лучше. Поэтому популярные программы для ДОУ целенаправленно готовят ребенка к обучению в начальной школе, дают азы — в том числе и чтения.
Надо ли учить дошкольников читать?
Большинство исследователей сходятся во мнении, что чтение развивает ребенка уже в раннем возрасте. Оно влияет следующим образом:
-
Улучшает зрительное и слуховое восприятие.
-
Оттачивает подвижность нервно-психических процессов, повышает эффективность обработки кинестетической и слуховой информации.
-
Повышает активность внимания.
-
Расширяет все виды памяти, помогает освоить умение использовать рациональные приемы запоминания.
-
Формирует умение планировать и контролировать свои действия.
-
Создает предпосылки для развития коммуникативных способностей.
-
Способствует развитию устной речи, пополнению словарного запаса и формированию чувства языка.
Могут ли дети научиться читать в дошкольном возрасте?
Авторы образовательных программ выделяют 6 блоков функций, которые должны быть сформированы у ребенка для успешного обучения чтению:
-
Слуховые
-
Зрительно-пространственные
-
Двигательные
-
Устная речь
-
Мыслительная деятельность
-
Эмоционально-личностные особенности поведения
Но готовность ребенка во всех этих направлениях — лишь идеал. Нужно отметить, что само обучение чтению развивает как раз те предпосылки, которые являются залогом успешного формирования данного навыка. Для изучения чтения по одному из известных методов достаточно, чтобы у ребенка были лишь в некоторой степени сформированы те или иные функции.
Как обучать дошкольников чтению?
Основные методы обучения:
- Аналитико-синтетический метод
Главенствующий метод, поскольку русское правописание — фонематическое. Ребенок постепенно, на практике, нарабатывает навык слышать фонему. Он овладевает правилами позиционного чередования звуков, развивает фонематическое восприятие, и это является основой последующего освоения чтения и письма. Данный метод предполагает полностью сформированную устную речь, поэтому обучение по аналитико-синтетическому принципу начинается не раньше 4-5 лет.
- Метод глобального чтения
В рамках метода изображение слова воспринимается как картинка, идеограмма. Ребенок изучает написание слова целиком, не вычленяя отдельны буквы. Многие специалист утверждают, что это физиологично, поскольку мы мыслим целыми словами. Метод не требует хорошо развитой речи, так что подходит для обучения в раннем возрасте (от года) и при ограниченных возможностях здоровья. Занятия должны быть частыми и регулярными. Ребенку приходится самостоятельно догадываться о принципах чтения, что является недостатком. Данный метод часто используется в начале обучения, как ступенька к последующему освоению аналитико-синтетического метода
- Послоговой метод, метод обучения чтению по складам
В основе метода — слог как минимальная произносительная единица речи. Метод эффективен в случаях, когда более традиционный способ для ребенка слишком сложен или недоступен. Специалисты отмечают недостатки: чтение целых слов все же проще для глаз и мозга, а синтез сложен, кроме того в известных методиках есть некоторая непоследовательность и нелогичность (например, нет сочетания ЖЫ или ШЫ, зато есть такие сочетания согласного с гласной Э как БЭ и ВЭ).
Какие пособия/рабочие тетради лучше использовать для обучения дошкольников чтению?
УМК «Тропинки» корпорации «Российский учебник» пользуется большим спросом, поскольку помогает реализовать аналитико-синтетический метод через решение логически выстроенных задач. Специалисты выделяют издания: «Эти удивительны звуки», «Тайны слов и звуков», «Учимся говорить правильно», «Знакомимся с буквами», «Я умею читать». Как пользоваться пособиями? Ответ на этот вопрос очень широк. Представленные книги и тетради содержат не только задания и методические рекомендации, но и шаблоны игровых учебных материалов.
Надо ли учить читать ребенка с ОВЗ?
Надо, причем с использованием всех возможных методик. Иногда чтение является единственным окном в мир у людей с ОВЗ. Если у человека есть трудности в коммуникации с использованием собственной речи, умение читать и писать позволяет общаться с помощью современных технических устройств. Родители и педагог обязаны дать ребенку возможность читать, чтобы сформировать его коммуникативные возможности. Во многих случаях чтение рассматривается специалистами как базовый навык для запуска общения.
Советы по обучению чтению педагогам и родителям
-
Правильно выбирайте методику (нужно знать разные методы, их недостатки и преимущества).
-
Называйте буквы, как звуки, коротко: Б, М, Ш, Р, не БЭ, МЭ, ША, ЭР.
-
Правильно учите слогослиянию: пусть ребенок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА — МММА; СССОК; РРРАК.
-
Изучайте буквы, обозначающие только те звуки, которые ребенок выговаривает.
-
Занимайтесь короткими порциями, но часто, и без давления.
-
Применяйте режим щадящего чтения для тех, кто не любит читать.
-
Станьте примером! Демонстрируйте любовь к книгам и к чтению.