7 лучших рекламных плакатов Владимира Маяковского
Изучаем разные грани таланта одного из самых известных поэтов XX века — Владимира Маяковского.«Я поэт. Этим и интересен», — писал Владимир Маяковский в автобиографии. Но строки «я — рекламист, ежедневно лихорадочно проглядывающий каждую газету, весь надежда найти свое имя…» также принадлежат Маяковскому.
Принять участие в конкурсе «Читаем Маяковского»
Первые свои плакаты Маяковский сделал для Российского телеграфного агентства (РОСТА). Плакаты, которые решали агитационные задачи, назывались «Окна сатиры РОСТА».
С ранних лет в Маяковском проявились художественные способности, что привело будущего поэта в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь в сентябре 1911 года состоялось его знакомство с Давидом Бурлюком, организатором футуристической группы «Гилея», который открыл в нём «гениального поэта». Подробнее о жизни и творчестве Владимира Маяковского читайте в учебнике Литература. 11 класс (Линия УМК Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.)
1 июля 1923 года в газете «Известия» в отделе объявлений была напечатана реклама Государственного универсального магазина (ГУМ), написанная Маяковским: «Всё, что требует сердце, тело или ум, — всё человеку предоставляет ГУМ». В этот же день на обложке №26 журнала «Красная нива» были напечатаны рисунок и стихи Маяковского «Глаза разбегаются…», рекламирующие продукцию Мосполиграфа.
Этим знаменитым плакатом открылся новый период в рекламной работе Маяковского. Он переходит от политических агитплакатов к рекламе государственных торговых и промышленных предприятий.
Своё участие в создании новой России Маяковский понимает как конкретное «делание жизни». В 1919 году поэт переезжает в Москву и начинает работать в «Окнах РОСТА (Российского телеграфного агентства)». Как поэт и художник, он без устали пишет стихи и рисует многочисленные агитационно-сатирические плакаты, которые распространялись не только в Москве, но и в других городах и даже попадали на фронты Гражданской войны. Титаническая работа в РОСТА не приостанавливает поэтической деятельности Маяковского. Подробнее о жизни и творчестве Владимира Маяковского читайте в учебнике Литература. 11 класс (Линия УМК Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.)
«Несмотря на политическое улюлюканье, считаю, что «Нигде, кроме как в Моссельпроме» — поэзия самой высокой квалификации», — это цитата самого Маяковского из его автобиографии.
Творчество Владимира Маяковского — яркая страница русской литературы. Обращённость его поэзии к широким читательским массам определила «весомость, зримость» стиха. Отличительным качеством его поэзии стала новая ритмика; на основе силлабо-тонической системы поэт создал свою тоническую систему, в свободном стихе которой определяющим началом явилась равноударность вместо уступившей ей место равностопности. Подробнее о жизни и творчестве Владимира Маяковского читайте в учебнике Литература. 11 класс (Линия УМК Т. Ф. Курдюмовой. Литература (10-11) (баз.)
В 1925 году за работы с Александром Родченко Маяковский получил серебряную медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. «Всем кланяюсь. Если кто будет писать, зря адреса не давай, а то будут писать глупости. Маяковскому дай и скажи, что выставка 15 мая», — писал Родченко жене из Парижа, куда он выехал заранее — оформлять советский павильон для выставки.
Родченко и Маяковский создали прообраз рекламного агенства. Их юридически не оформленное бюро называлось «Реклам-конструкторы».
Родченко и Маяковский разработали свою систему работы над плакатами. Маяковский обходил рекламодателей, собирал заказы и придумывал рекламные слоганы, Родченко воплощал это визуально. В одной из записок Маяковский пишет художнику: «Милый Родченко! „С дач“ пишется без мягкого знака, а „аккуратный“ — два К. Исправь, пожалуйста. В. Маяковский. Часам к 9 зайду».
Поле этой рекламы, вызвавшей много споров в обществе, продажи сосок повысились в два раза.
С 1928 года Маяковский плотно работает над так называемыми «санитарными плакатами». Для издательства «Вопросы труда» он приготовил серию «Чистота на фабриках и заводах». «Сор — в ящик», «Береги бак», «Мой руки», «Плюй в урну». Плакаты по эскизам Маяковского с рисунками художника А.С. Левина вышли в свет в серии «Гигиена труда».
...Товарищи люди,
будьте культурны!
На пол не плюйте,
А плюйте
В урны.
Послереволюционная кампания ликвидации неграмотности среди взрослого населения столкнулась с неожиданной проблемой — отсутствием письменных принадлежностей. Карандаши тогда производили на четырёх заводах. Владимир Маяковский, который всегда имел при себе записную книжку и карандаш, а также собрал небольшую коллекцию ручек «Паркер», делал рекламу государственного «Мосполиграфа».
Юлия Хисамутдинова
В материале использованы изображения рекламных плакатов, которые хранятся в Государственном музее В.В.Маяковского