100 лет Великой революции
Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников, приуроченного к столетию Великой российской революции, позволяет школьникам оценить причины социального взрыва, почувствовать проблемы предреволюционной обстановки на конкретных примерах и свидетельствах современников эпохи.
Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».
Класс: 6-7.
Форма: путешествие в прошлое.
Цель: понять причины, приведшие население Российской империи к революции и сформировать у учащихся представление о ней, как об одном из важнейших событий российской и мировой истории.
Задачи:
Познавательные:
- выяснить причины революции и отношение к революционным событиям разных слоев населения Российской империи;
- выявить их ожидания, связанные с революцией и сменой власти;
- оценить с разных позиций итоги революционных событий.
Воспитательные: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; способности всесторонне оценивать изучаемый материал.
Развивающие: развиватьумение извлекать информацию из различных источников; учитывать разные мнения, сотрудничать со сверстниками; грамотно выстраивать речевые конструкции.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска или экран, презентация Power Point «100 лет Великой революции»; конверты с указанием следующих слоев населения: «Крестьяне», «Рабочие», «Интеллигенция», «Царская семья», «Солдаты», «Дворяне».
Оформление: Для проведения мероприятия необходимо подготовить рабочие места и комплекты материалов на 6 групп обучающихся.
На каждом столе должен быть номер группы, конверт с указанием слоев населения, которые будет представлять группа (вскрывается в ходе мероприятия); комплекты с заданиями. Отдельно 6 шляп разного цвета.
Выбрать выступающих (3-х), раздать слова.
Сценарий внеурочного мероприятия
1. Организационный момент
Обучающиеся входят в класс под звуки 1-й части «Симфонии № 12» Д. Шостаковича (Революционный Петроград. Moderato. Allegro). Слайд №1
- Ребята, давайте подумаем над теми эмоциями и чувствами, которые вызвала у Вас «Симфония» Дмитрия Шостаковича. Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе смятение, страх, неуверенность, опасение. Займите места в группах справа.
Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе подъем, восторг, радостное предчувствие перемен. Займите места в группах слева.
2. Основная часть.
Вступительное слово учителя: В этом году исполняется ровно 100 лет со дня Великой революции 1917 года.
1917 год – год великих потрясений. События 1917 года не только изменили историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.
Слайд №2
Выступающий №1. Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!
И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.
Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо.
Слайд № 3
Слово учителя: Великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов о событиях февраля 1917 года писал: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
- Как Вы считаете, что мы должны выяснить в ходе мероприятия?
Сегодня нам с Вами предстоит перенестись на сто лет назад, перевоплотиться в представителей разных групп населения нашей великой Родины и понять, почему они поднялись на восстание и какие чувства испытывал в этот переломный момент каждый из них.
- Вскройте конверты, которые лежат у Вас на столах и узнайте в кого Вам предстоит перевоплотиться.
- Представьтесь, пожалуйста.
(Один представитель объявляет название своей группы. Табличка с названием ставится вместо номера. На экране транслируется Слайд №3)
Инструкция к работе групп: На столах у каждой из групп лежат конверты с заданиями (Приложение 1). Сейчас Вам предстоит вскрыть конверты, поработать с заданиями, составив из ответов на вопросы текст выступления, который нужно начать словами «Мы, крестьяне…», «Мы, солдаты…» «Мы, интеллигенция…», «Мы, члены царской семьи…», «Мы, рабочие…» и «Мы, дворяне…».
Группы вскрывают конверты, знакомятся с материалами, отвечают на вопросы и готовят выступление.
- Итак, Вы познакомились с отрывками из произведений отечественных писателей и воспоминаниями современников о Великой революции 1917 года. От имени той части населения, которую представляла группа, выскажитесь о вашем отношении к революции.
Выступления представителей групп.
(На фоне выступлений демонстрируются слайды № 4 - 9, где последовательно автоматически транслируются по 5 сцен из жизни каждой из представленных групп.)
Слово учителя. Итак, мы с Вами увидели, чтобыли в то время в Российской империи и дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.
Выступающий №2 В России всегда находились думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.
Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.
В 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго. Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.
Выступающий №3. Революционеры во главе с Лениным готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.
Большевики сказали уставшим солдатам: «Солдаты, возвращайтесь домой, хватит сидеть в окопах, прогоняйте своих хозяев капиталистов!», они говорили: «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Это было понятно для людей, многие из которых были неграмотны, жили в бедности, голодали, а мясо впервые попробовали в армии. Эти было понятно простым людям, которые не имели прав, ничего не знали о законах, а другую, светлую, чистую, сытую жизнь видели издалека.
Ради такой жизни для себя и своих детей, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.
Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок.
Таким образом, 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание. Оно закончилось провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.
(Во время выступлений, учитель меняет таблички на столах на шляпы разного цвета)
Слово учителя. Спасибо, ребята, за интересный рассказ об этом важном событии, изменившем ход истории и решившем судьбы не только отдельных людей, но и всего народа в целом, всей мировой истории.
3. Рефлексия
Вы уже заметили, что на столах вместо табличек появились разноцветные шляпы. Нам с Вами предстоит оценить произошедшее событие с разных сторон. Каждая «шляпа» имеет свое значение.
(Значение шляп выводится на слайд №. 10)
- «Белая шляпа» – учащиеся, работающие в данной группе, должны объективно перечислить основные исторические, новые сведения, главные факты.
- «Красная шляпа» – учащиеся должны выразить свои чувства, эмоции по поводу событий в любой выбранной ими форме.
- «Черная шляпа» – группа выделяет негативные последствия изученных исторических событий.
- «Желтая шляпа» – учащиеся обобщают все положительное.
- «Зеленая шляпа» – группа в любой оригинальной, творческой форме должна представить результаты изученного.
- «Синяя шляпа» – формулирует общие выводы, рефлексивные мысли.
Выступления групп не более 1 минуты.
Учитель благодарит группы за работу.
4. Заключительный этап.
Великая революция 1917 года была надеждой многих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, пообещала им это, но далеко не всегда надежды оправдывались.
Закончить же наше мероприятие хочется словами поэта Валерия Яковлевича. Брюсова (читает сам учитель под звуки «Симфонии № 12» Д. Шостаковича):
«Революция»
Что такое революция? — Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним,
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция — буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все — слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция — буря...