«Судьба настоящего человека» (по повести Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Данный урок можно использовать как урок внеклассного чтения, посвященный теме войны или как внеклассное мероприятие, которое будет проводиться в параллели. Мероприятие построено по кейс-технологии.
Пояснительная записка
Урок внеклассного чтения для учащихся 6 класса по литературе родного края на материале «Повести о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого (можно использовать как урок внеклассного мероприятия в параллели). «Повесть о настоящем человеке» является одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне, раскрывающее непреклонную волю людей к победе над фашизмом, воспевающее героический подвиг во имя народа, во имя свободы Отчизны. Повесть захватывает воображение детей, привлекая остротой и необычайностью ситуаций, мужеством и упорством героя, жизнь которого стала легендой.
Занятие проводится по кейс-технологии, где ведущая роль отведена обучающимся. Учитель же, в свою очередь, направляет, координирует работу обучающихся, помогает разрешить проблемные ситуации. Класс заранее разделен на группы. Каждая группа выполняет свое задание, отбирает определенный материал к уроку, чтобы помочь учителю создать презентацию, пишет отзыв о прочитанной книге, ищет ответ на поставленный вопрос.
Итоговым продуктом работы является создание статьи в школьную газету «Жемчужница» под названием «Судьба настоящего человека» и написание эссе на тему: «Мужество на все времена!».
За две недели до проведения занятия предлагается прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, выдаются кейсы (видео кейс – обучающимся предлагается посмотреть документальный фильм «Судьба настоящего человека», где подробно рассказывается о жизни, совместной деятельности героя и писателя; и печатный кейс – подготовлены проблемные актуальные вопросы, на которые обучающиеся должны найти ответ) – Приложение 1. Возможен просмотр художественного фильма по данному произведению (режиссер А. Столлер, 1948г.)
Цели урока:
- обучить анализу художественного текста произведения, умению развивать речь, давать оценку прочитанному;
- расширить круг чтения обучающихся, познакомив их с творчеством Б. Н. Полевого.
Задачи урока:
- формировать интерес к чтению, к истории России и Тверской области;
- формировать представления о воинском долге и верности Отечеству;
- формировать опыт нравственного поведения личности.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать. Биографию писателя Б. Н. Полевого. Знакомство с произведением «Повесть о настоящем человеке». Уметь анализировать художественное произведение.
- Уметь. Выразительно читать (эпизоды, стихотворения), анализировать текст, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Личностные результаты: Оценивание произведения с духовно-нравственной позиции; понимать и принимать такие понятия, как любовь к своему Отечеству, сила воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя, оптимизм.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- уметь формулировать цель и тему урока;
- прогнозировать возможные ситуации;
- уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.
Коммуникативные УУД:
- общение со взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение сотрудничать друг с другом;
- умение слушать и слышать других.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- учиться вдумчиво читать художественные и учебно-научные тексты;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Методы обучения: метод инцидентов, исследовательский.
Технология работы: кейс-технология.
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время |
1.Оргмомент |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие. |
1 мин. |
2. Актуализация знаний.
|
1. Слово учителя С каждым годом все дальше и дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Многое забывается. Но в памяти народной не должны стереться от времени и имена тех, кто совершил подвиг, отстаивая свободу и независимость Родины, кто в этой священной борьбе отдал самое дорогое – жизнь. Мы будем знать и помнить и имена тех, кто поведал миру то страшное время и тех, кто запечатлел подвиги героев на страницах книг. Мы гордимся тем, что есть художники, которые дороги читателю не только созданными ими произведениями, но самим делом жизни. Путь таких людей неотделим от судьбы их книг. Вы уже поняли, что речь сегодня на уроке пойдет о нашем земляке (…), его легендарной книге(…) и герое книги – (…), которого по праву можно называть «Настоящий русский человек». |
1.Ответы учащихся: (– о Б.Н. Полевом, – «Повесть о настоящем человеке» – Алексее Маресьеве (Мересьеве) |
15мин.
|
2. Формулирование темы урока и целей. – Сформулируйте тему и основные вопросы урока. |
2. «Судьба настоящего человека» – Почему Алексей Маресьев – человек-легенда? Что значит словосочетание «настоящий человек»? |
||
3. Беседа – Б. Н. Полевой (Кампов) родился 17марта 1908г. в Москве. Но при этом мы считаем его своим земляком, да и сам писатель говорит: «…считаю себя тверяком». Почему? Докажите. |
3. а) Сообщение 1 группы о Б. Н. Полевом. (Приложение 2) – остальные учащиеся слушают сообщения, конспектируют основные вопросы, затем отвечают на поставленный вопрос: – C 1915 г. жил в Твери, окончил школу 2 ступени, Тверской промышленно-экономический техникум. В 1926-1928 работал лаборантом, затем мастером и уже потом – начальником цеха на Тверской Пролетарской мануфактуре (ныне Тверская мануфактура). – Действие многих его произведений, в том числе и военных, происходит в нашем крае («Мемуары вшивого человека» (Тверь, 1927), «Горячий цех» (1939), «Повесть о настоящем человеке» (1946) и др. Группа 2 – В 1922 г., будучи учеником 6 класса, Кампов поместил в газете «Тверская правда» первую корреспонденцию. С 1924г. его заметки о жизни города регулярно публиковались на страницах тверских газет. Вскоре редактор лично знакомится с талантливым журналистом: «Так, стало, быть, ты Кампов? О такую фамилию ткачихи язык сломают. …Кампус-поле. Вот что, брат, переведем мы твою фамилию на русский – Полевой…». Так на страницах «Тверской правды» появилось новое имя – Борис Полевой. – Сначала войны Полевой работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках (3 группа – Б. Полевой – военный корреспондент). – В 1983 году именем Полевого будет названа улица в Твери (бывшая Кооперативная), на которой в доме №12 жил писатель. |
||
– Почему же именно «Повесть о настоящем человеке принесла» Всемирную известность Полевому? |
Ответы (Книга стала не только литературным событием, но вошла в народную жизнь. Проникнута духом патриотизма, волей к победе. |
||
– Что послужило толчком к созданию данного произведения? |
Сообщение 4 группы История создания книги «Повесть о настоящем человеке». |
||
3. Погружение в совместную деятельность
|
1. Беседа по содержанию – Какое впечатление на вас произвела книга? – Кто является героями повести? – Составьте план произведения, по которому мы будем работать. |
1. Составление плана – индивидуальная работа: 1) «Путь к своим» 2) «Брьба за возвращение» 3) «Победа над собой» 4) «Снова в строю» 5) Наши выводы. |
20 мин.
|
2. Анализ эпизодов 1) Определите место и время действия в самом начале повести. – Как вел себя А. Мересьев в последнем бою? – Что можете рассказать о поединке с медведем? |
2. Анализ эпизодов (работа по группам) 1 часть «Путь к своим»– 1 группа (выразительное чтение эпизодов «В последнем бою» – гл.2; «Поединок с медведем» – гл. 3; «Отношение жителей деревни Плавни к Алексею»); |
||
2) – C кем мы знакомимся во 2 части повести? Что это за люди? – Как они поддерживают главного героя произведения? – Какое чувство остается после прочтения данной части? |
2 часть «Борьба за возвращение в строй» – 2 группа (эпизоды «Григорий Гвоздев-танкист» – 2 гл, «Полковой комиссар Сергей Воробьёв – гл.2 – выразительное чтение по ролям; «Комиссар» – гл.8 – выразительное чтение наизусть); |
||
3) – Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится… – Что может испытывать человек в подобной ситуации? – Какой Алексей Мересьев ? |
3 часть «Победа над собой» – 3группа («Военный санаторий» – просмотр видеофрагмента из к/ф А. Столлера |
||
4) – Что помогло герою преодолеть казалось бы непреодолимое? – Как вы понимаете высказывание: «Возможности человека безграничны!»? |
4 часть «Снова в строю»– 4 группа («Первый бой Алексея» – пересказ) |
||
4. Организация совместной деятельности
|
– Почему своё произведение Борис Полевой назвал «Повесть о настоящем человеке»? – Кого автор имел ввиду? (Всех настоящих людей, т.к. в основе ее содержания процесс нравственного роста героя). – Почему Алексею Маресьеву присвоено звание «настоящий человек»? |
1. Обсуждение |
5 мин.
|
– Какие черты характера героя-летчика вы бы хотели иметь? – Кого в наше время мы можем назвать «настоящим человеком» и есть ли «настоящий человек» сегодня? (или – сможет ли современная молодежь совершить подвиг во имя других?) Ответьте на вопрос письменно. |
2.Письменный ответ на вопрос (от каждой группы выступает спикер, зачитывает свое решение, вместе обсуждаем, принимаем или отрицаем). |
||
5. Анализ и рефлексия совместной деятельности |
Оцените работу своих товарищей (какое выступление вам больше всего понравилось?) – Оцените свою работу на уроке. (Приложение 3). |
|
2 мин. |
6. Домашнее задание |
Эссе на тему: «Алексей Маресьев. Мужество на все времена». Групповая работа: оформить статью в газету «Жемчужница» |
Творческие работы |
2 мин. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.