Учимся читать, думать, писать сочинения
Сочинение — традиционная форма обучения и аттестации на уроках литературы. Писать его детей учат на протяжении семи лет, но тем не менее многие ученики испытывают трудности с грамотным, логичным и аргументированным выражением своих мыслей. Значение этого важного навыка для успешного окончания средней школы в последнее время заметно возросло:
-
с 2014 года вновь стало обязательным выпускное сочинение;
-
часть С в ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения;
-
в КИМах экзамена по литературе содержатся четыре творческих задания, требующие умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, построенное как сочинение-рассуждение на основе анализа литературного произведения из школьного курса.
Тем более несомненна актуальность серии «Учимся писать сочинение» для 5–11 классов, выпущенной летом этого года объединенной издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Рабочие тетради для 5–6 и 7–8 классов подготовила Елена Викторовна Зуева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с более чем 30-летним стажем работы в школе, для 9–11 классов — Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, заместитель директора института филологии МПГУ.
Темы и задания постепенно усложняются, и дети последовательно осваивают навык написания сочинения.
Лиха беда начало
Учащимся 5–6 классов предлагается:
-
составить план сочинения;
-
сформулировать тезис и аргументы;
-
проанализировать лирическое стихотворение;
-
дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя;
-
описать особенности пейзажа и интерьера.
В 7–8 классах, кроме выполнения перечисленных заданий, дети должны анализировать позицию автора того или иного произведения.
Составление плана Елена Зуева считает одним из первостепенных умений, которые развивают логику, понимание причинно-следственных связей, а для нынешних подростков, обладающих «клиповым» мышлением, — это довольно сложная задача.
На внимательную работу с текстом нацелены и вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях и выстроенные по определенной логической системе. Выполняя эти задания, школьники учатся:
-
искать аргументы, необходимые для доказательства того или иного тезиса;
-
подбирать точные цитаты;
-
анализировать лексику и художественно-изобразительные средства, использованные автором.
Особую сложность представляет анализ лирического стихотворения: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (тропы, особенности лексики и синтаксиса), которыми он эти настроения передает.
Так закладываются основы филологического анализа.
В поисках смысла жизни
Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.
Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее:
-
«Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;
-
«Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»);
-
«Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина) и др.
Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради.
Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев:
-
насколько глубоко и полно раскрыта основная мысль;
-
последовательно ли изложен материал и доказательны ли главные тезисы;
-
насколько уместно и правильно использованы цитаты из литературного источника...
Умение увидеть чужие ошибки, по мнению автора пособия, позволяет избежать своих.
Интересная часть работы — выбор вступительных и заключительных частей к сочинению из приведенных в рабочей тетради вариантов. Это вовсе не игра в «угадайку», как может показаться на первый взгляд. Напротив, по словам Елены Ерохиной, некоторые задания сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить однозначно и чтобы учитель мог организовать дискуссию в процессе работы по этим пособиям.
От чтения — к творчеству
Но для написания хорошего сочинения недостаточно овладеть определенными умениями и навыками — необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.
По данным международного исследования PISA 2012 года, российские школьники заняли лишь 34-е место, набрав 475 баллов из 1000 по позиции «Читательская грамотность». Лучшими по результатам тестирования уже несколько лет остаются учащиеся стран Восточной Азии: Китая, Кореи, Сингапура, Японии; в Европе лидирующие позиции занимают Финляндия и Нидерланды.
Как преодолеть отставание от лидеров и привить детям любовь к книге?
В рабочих тетрадях для 5–6, 7–8 классов представлены фрагменты произведений, изучение которых в школьном курсе литературы предусмотрено ФГОС: от русских народных сказок, Пушкина, Тургенева, Короленко до Распутина и Астафьева.
По словам Е. Зуевой, эти небольшие тексты подобраны таким образом, чтобы пробудить у ребят интерес к прочтению всей книги:
Дети должны понять, что литература — это наша жизнь. Человеческие чувства — любовь, дружба, ненависть — вечны, только в произведениях классиков XIX века о них рассказано немного другим языком и на фоне других реалий.
В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; работа с лексикой (объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте); изучение и применение на практике литературоведческих понятий.
Нельзя сводить задачи учителя к узкоутилитарным, поскольку миссия истинного словесника — не подготовить детей к ЕГЭ, не заниматься натаскиванием на выпускное сочинение, навязывая шаблоны и образцы, а научить детей любить литературу, думать и грамотно выражать свои мысли.
В книге «Мастерство учителя» американского исследователя Дуга Лемова, посвятившего много времени изучению чтения как навыка, находим определение: «Квалифицированный читатель — это человек, умеющий осмыслить сложную, возможно, противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели — явные и скрываемые; человек, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смыслом жизни; наконец, это человек творческий (чтение и творчество — вещи взаимосвязанные)».
На примере каких произведений следует учить детей «квалифицированному чтению»? Хотя Елена Ерохина — сторонник так называемого «золотого канона», то есть проверенного временем списка книг, принадлежащих перу русских и зарубежных классиков и обеспечивающих культурную связь поколений, задания по современным произведениям также вошли в серию тетрадей, что сделало их универсальными.
Надеемся, представленные пособия будут востребованы в школах и помогут детям грамотно излагать мысли, аргументировать свою позицию и, что не менее важно, каждый раз заново открывать для себя великую русскую литературу. Рабочие тетради авторов Е. В. Зуевой и Е. Л. Ерохиной не навязывают детям заранее заготовленные трафареты для написания сочинений, а, напротив, учат внимательному, глубокому, заинтересованному, «квалифицированному» чтению, настраивая на размышление и творчество.