Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Зрительное изложение текста «Длиннохвостые разбойницы». Русский язык. 3 класс. Конспект урока

Название учебно-методического комплекса: Т. Г. Рамзаева, «Русский язык», 3 класс, ч. 2.

Цели урока:

  1. Учить детей выбирать наиболее точные слова, обогащать их словарный запас.
  2. Формировать у учащихся умения составлять план текста.
  3. Учить детей умениям передавать содержание текста, близко к авторскому.

Оборудование: портрет писателя Г. А. Скребицкого, карточки с гласными буквами (а, о, я, и, е)

Использованная литература:

  1. О. И. Дмитриева. «Поурочные разработки» по русскому языку к учебнику Т. Г. Рамзаевой, 3 класс. М., «ВАКО», 2009 г.
  2. Т. Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева. Русский язык. 3 класс. Книга для учителя. М., «Дрофа», 1998 г.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Подготовительная беседа и сообщение цели урока

Учитель: Ребята! Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Г.А. Скребицкого.

Учитель: В детстве писатель очень любил читать книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях. Он любил ходить в лес, на речку, любил наблюдать за животными. И об этом писатель рассказал в своих детских книгах.

III. Работа с текстом

Учитель: Послушайте, что однажды увидел маленький писатель со своими друзьями, когда вышел из леса на лужайку.

Чтение текста учителем.

Учитель: Понравился ли вам текст?

Дети: Понравился.

Учитель: За кого вы волновались?

Дети: За зайчиху и зайчонка.

Учитель: Откройте учебник на с. 39, упр. 449

Учитель: Прочитайте текст про себя.

Чтение текста учащимися.

Беседа по содержанию:

Учитель: В чём причина драки зайчихи и сорок.

Дети: Сороки напали на зайчонка.

Учитель: Как зайчиха защищала своего детеныша?

Дети: Зайчиха была смелой, мужественно защищала.

Учитель: Почему зайчонка отнесли в кусты?

Дети: В кустах его не заметят.

Дети: Хотели спрятать зайчонка.

Дети: Незаметен будет.

Учитель: Совершенно верно, в кустах зайчонок будет незаметен врагам.

IV. Структурный анализ

Учитель: Какой это текст по типу речи?

Дети: Текст-повествование.

Учитель: Почему вы так думаете?

Дети: В этом тексте рассказывается о чём-то.

Учитель: Прочитайте 1-е предложение.

Дети прочитали.

Учитель: Что можно сказать о первом предложении? Какова его роль в тексте повествовании?

Дети: Вводит нас в рассказ.

Учитель: Сколько частей в тексте?

Дети: Три части.

Учитель: Прочитайте первую часть вслух.

Дети прочитали.

Учитель: О чём говорится в 1 части?

Дети: О том, что сороки тревожно застрекотали.

Учитель: Озаглавьте её.

Дети: Сороки тревожно застрекотали.

Учитель записывает на доске:

План.

  1. Сороки тревожно застрекотали.

Учитель: Прочитайте 2-ю часть.

Дети прочитали.

Учитель: Какую картинку представили?

Дети: Как зайчиха сражается с сороками.

Учитель: Озаглавьте её.

Дети: Сражение зайчихи с сороками.

Учитель записывает на доске:

План.

  1. Сороки тревожно застрекотали.
  2. Сражение зайчихи с сороками.

Учитель: Прочитайте 3-ю часть.

Дети прочитали.

Учитель: О чём говорится в этой части?

Дети: О том, как спрятали зайчонка.

Учитель: Озаглавьте 3-ю часть.

Дети: Зайчонок спасён.

На доске:

План.

  1. Сороки тревожно застрекотали.
  2. Сражение зайчихи с сороками.
  3. Зайчонок спасён.

Учитель: Прочитайте последнее предложение.

Дети: Мать его там непременно найдёт.

Учитель: Какова роль последнего предложения?

Дети: Зайчиха обязательно найдёт зайчонка.

Учитель:: Выражается уверенность в том, что зайчиха обязательно найдёт зайчонка и он будет жить..

Учитель: Как текст называется?

Дети: Длиннохвостые разбойницы.

Учитель: Как ёщё можно текст озаглавить.

Дети: Зайчиха и сороки.

Дети: Зайчиха и длиннохвостые разбойницы.

V. Языковой анализ текста

1) Работа с первой частью текста

Учитель: Работаем с 1-й частью.

Учитель: Когда происходило событие, описываемое в рассказе? Где?

Дети: Это было весной. На тропинке.

Учитель: Прочитайте третье предложение.

Учитель: С какого слова оно начинается?

Дети: Вдруг.

Учитель: Почему?

Учитель: Чтобы показать внезапность, неожиданность беспокойного поведения сорок.

Учитель: Как стрекотали сороки?

Дети: Тревожно.

Учитель: Как вы понимаете смысл этого слова?

Дети: Значит – волновались, тревожились, беспокоились.

Учитель: Правильно. Выказывали волнение, тревогу, беспокойство.

2) Работа со второй частью текста

Учитель: Работаем со 2-й частью.

Учитель: Прочитайте 2-е предложение

Учитель: Вышли мы на лужайку.

Учитель: Почему слово «вышли» стоит на 1-м месте?

Дети: Шли по лесу, по тропинке и вдруг лужайка.

Учитель: Прочитайте второе предложение.

Учитель: Как названа лужайка?

Дети: Лужок.

Учитель: Почему «лужок»?

Дети: Чтобы не было повтора слова «лужайка»

Учитель: Совершенно верно – чтобы не было повтора.

Учитель: А теперь будем внимательны. Назовите слова, которые передают действия зайчихи.

Дети: Мечется, наскакивает.

Учитель: «Мечется» - как понимаете значение этого сова?

Дети: Значит – суетится, волнуется.

Учитель: Суетливо, в волнении двигается в разных направлениях.

Учитель: Как понимаете слово «наскакивает»?

Дети: Налетает на сорок, набрасывается.

Учитель: Назовите слова, которые описывают действия сорок.

Дети: Взлетят, сядут.

Учитель: К слову «взлетят» подберите однокоренные слова?

Дети: Прилетят, улетят, налетят.

Учитель: Как понимаете слово «взлетят», что значит «взлетят»?

Дети: Поднимутся от земли.

Учитель: Чуть поднимутся от земли. Почему зайчиха поскакала в лес?

Дети: Заметила людей.

Учитель: Как по-другому можно заменить слово «заметила»?

Дети: Увидела.

Учитель: Почему автор использует слово «заметила»?

Дети: Чтобы показать, что зайчиха неожиданно увидела людей.

Учитель: Подберите к слову «поскакала» однокоренные слова.

Дети: Ускакала.

Учитель: Почему надо употребить слово «поскакала»?

Дети: Потому что, в слове «поскакала» есть приставка по-.

Учитель: Как изменилось поведение сорок?

Дети: Они улетели.

3) Работа с третьей частью текста

Учитель: Работаем с 3-й частью. Прочитайте первое предложение. Кого увидели дети в ямке?

Дети: Крошечного зайчонка.

Учитель: «Крошечный» – это какой?

Дети: Очень маленький.

Учитель: Прочитайте второе предложение. Какой знак стоит в конце предложения?

Дети: Восклицательный знак!

Учитель: Почему восклицательный знак?

Дети: Открылась загадка необычного поведения зайчихи и сорок.

Учитель: Прочитайте это предложение, голосом передайте состояние автора.

Дети читают.

Учитель: Вы знаете, что сороки нападают на маленьких зайчат. Сорока – всеядная птица.

Прочитайте следующее – третье предложение.

Дети читают: «Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты».

Учитель: «Ближайшие» – это какие?

Дети: Близко, рядом от лужайки.

Учитель: Прочитайте последнее предложение.

Дети читают.

Учитель: «Непременно» – как понять? Как ещё можно сказать?

Дети: Обязательно найдёт.

Учитель: Как дальше сложится судьба зайчонка, его жизнь?

Дети: Проживёт долго.

Учитель: Проживёт до старости, зайцы-беляки живут 7-8 лет.

VI. Физкультминутка

VII. Орфографическая подготовка

Учитель: Назовите слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Дети: Сороки.

Учитель: Приготовьте карточки с гласными буквами. Объясните написание слов с проверяемой безударной гласной.

весной

 

улетели

по тропинке

 

лежит

впереди

 

защищала

застрекотали

 

отнесли

взлетят

 

в ближайшие

поскакали

 

 

На доске слова:

тревожно
мечется
видим
крошечный
непременно

Учитель: Назовите слова с приставками. (Работа с текстом.)

Дети называют слова с приставками.

Учитель: Прочитайте ещё раз текст.

VII. Написание изложения

(Учащиеся записывают текст, пользуясь планом).

VIII. Самопроверка

IХ. Итог урока

Учитель: Какие слова вызвали затруднения при написании изложения?

Дети: Таких слов не было, всё было понятно.

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться