Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Жёсткость воды. 9 класс. Конспект урока

Цель урока: формирование представлений о жёсткости воды, её видах и способах устранения жёсткости;

Задачи образовательные:

  • сформировать понятийный аппарат обучающихся о жёсткости воды через запоминание терминов и логических схем;
  • закрепить знания о способах устранения жёсткости.

Задачи развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через интеграцию естественных наук;
  • развивать практические умения через экспериментальную деятельность;
  • развивать умения работать в группе.

Задача воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к водным богатствам Земли.

Учебник: Кузнецова Н.Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся образовательных организаций/Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н.Гара – М. : Вентана-Граф, 2014.

Познавательные УУД

Общенаучные универсальные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации;
  • Структурирование знаний;
  • Знаково-символические действия.

Логические универсальные действия:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Синтез – составление целого из частей.

Регулятивные УУД

  • Контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;
  • Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД

  • Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных целей;
  • Умение формулировать собственную позицию.

Средства обучения

  • материально-технические: телевизор, интернет-ресурс, лабораторное оборудование, вещества (вода, моющее средство).
  • информационные: программы для групповой работы, видеофильм, опорные сигналы, информационные карты для домашнего изучения.

Структура урока

I. Организационный этап (1-2 минуты)

II. Вызов (5-7 минут)

Установление темы и цели урока

III. Осмысление (20 минут)

Организация групповой работы по поиску информации и проведению эксперимента и обсуждение результатов работ в группах

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания (8 минут)

V. Рефлексия (7 минут)

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

В начале урока высказывание добрых пожеланий ученикам для успешной работы под девизом «С малой удачи начинается большой успех!»

II. Вызов

Тему урока определим просмотрев слайд. На слайде изображены картинки: спираль чайника с накипью, мытьё рук мылом, варка овощей в кипящей воде и упаковка Calgon.

– Что объединяет эти картинки?

– На всех картинках происходит действие с участием воды.

– О каких свойствах воды идёт речь?

– Вода бывает жёсткой.

– Как понимать выражение «жёсткая вода»?

– Возможно, речь идёт об особенном составе воды?

Далее идёт размышление о том, с чем могут контактировать грунтовые воды. Тема «Жёсткость воды» идёт после темы «Щелочноземельные металлы». Вода может проходить через минералы – известняки. Если в ней растворён углекислый газ, то известняки частично растворяются в воде.

Целеполагание

Итак, тема урока нами определена. Это «Жёсткость воды». Чего мы хотим добиться на уроке? Что узнать? Чему научиться?

– Узнать, вредна ли жёсткая вода.

– Каков состав жёсткой воды?

– Можно ли устранить жёсткость?

Составляем кластер целеполагания урока

Кластер целеполагания

Этот урок является продолжением темы «Металлы».

В ходе работы на уроке мы постараемся доказать жёсткость водопроводной воды и устранить её. От каждого из вас зависит наш общий результат.

III. Организация работы в группах

Внимательно ознакомьтесь программой для работы в группах: «Биологи – исследователи»; «Химики – исследователи»; «Экологи –исследователи»; «Физики – исследователи».

Памятка для работы тьютора:

Главная твоя задача – организовать работу группы. 

  1. Заполни бланк участников твоей группы.
  2. Важно! Распределить задания между всеми участниками группы, это даст возможность каждому проявить себя и в то же время быстрее решить общую задачу.
  3. Перед выполнением лабораторных опытов ознакомь всех с инструкцией по технике безопасности.
  4. По окончании работы необходимо выбрать того (1-2 человека), кто будет презентовать ваши результаты.
  5. Во время презентации и обсуждения результатов внимательно слушайте всех выступающих – уважайте своих одноклассников!
  6. Оцени работу каждого члена группы.

Программа для работы в группе «Биологи-исследователи»

Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.

Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответа на вопросы:

  1. Какую воду рекомендует пить Всемирная организация здравоохранения? К каким проблемам со здоровьем приводит употребление жёсткой воды?
  2. Как природные грунтовые воды приобретают соли жёсткости?

Задание 2. Провести опыт по сравнению водопроводной и дистиллированной воды по способности образовывать мыльную пену.

Программа для работы в группе «Химики-исследователи»

Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.

Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответов на вопросы:

  1. Соли, каких металлов приводят к появлению жёсткости воды?
  2. Каковы свойства и признаки жёсткой воды?

Задание 2. Экспериментально доказать с помощью каких химических реакций можно обнаружить соли кальция и магния? Как удалить накипь?

Программа для работы в группе «Экологи-исследователи»

Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.

Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответов на вопросы:

  1. Что называют временной жёсткостью? Как удалить временную жёсткость?
  2. Почему Calgon способствует умягчению воды (на основе его состава)?

Задание 2. Провести опыт по удалению временной жёсткости выданного образца воды.

Программа для работы в группе «Физики-исследователи»

Цель работы: доказать, что вода обладает уникальными свойствами.

Задание 1. Работа с информационными источниками для поиска ответов на вопросы:

  1. Что называют постоянной жёсткостью?
  2. Как удалить постоянную жёсткость?

Задание 2. Провести опыт по удалению постоянной жёсткости выданного образца воды.

Обсуждение результатов исследовательской деятельности

Мы пришли к выводу, что водопроводная вода более жёсткая, чем дистиллированная. Она требует большее число капель мыльного раствора для образования обильной пены. В жёсткой воде мыло не образует пены, плохо развариваются овощи, при кипячении образуется накипь. Соли кальция и магния можно обнаружить по белому осадку, выпадающему при добавлении соды. Накипь растворяется в растворе уксусной кислоты. Временная жёсткость обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния: Ca(HCO3)2 , Mg(HCO3)2. Её удаляют двумя способами: первый – кипячение, второй – добавление известковой воды. Постоянная жёсткость обусловлена присутствием других солей кальция и магния, таких как хлориды, нитраты, сульфаты. CaCl2, Mg(NO3)2, CaSO4. Её устраняют добавлением кальцинированной соды Na2CO3. Соли кальция и магния выпадают в осадок в виде карбонатов.

IV. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Домашнее задание рассчитано на написание уравнений реакций, приводящих к образованию солей жёсткости в грунтовых водах и решение расчётной задачи по устранению жёсткости с использованием массы и количества вещества. Практическое задание – устранение накипи в чайнике с помощью лимонной кислоты.

Домашнее задание:

Рассмотреть рисунок 67 «Возникновение солей временной жёсткости в природе».

В рабочей тетради на странице 106 определить металл, написать уравнения как гидрокарбонаты попадают в воду, какие процессы происходят при кипячении воды.

Решить задачи:

  1. Карбонат кальция в воде практически нерастворим. Однако известняки вымываются водой. Чем это можно объяснить? Составьте уравнения соответствующих реакций.
  2. * Образец жесткой воды содержит 100 мг/л гидрокарбоната кальция и 30 мг/л сульфата кальция. Сколько граммов карбоната натрия потребуется для умягчения 1 м3 такой воды?

Провести домашний эксперимент: Удалить накипь в чайнике с помощью лимонной кислоты.

V. Рефлексия

Организация самооценки учениками собственной учебной деятельности и написание коротенького эссе «Что я узнал на уроке?»

  • Жёсткость воды. 9 класс. Конспект урока

  • Жёсткость воды. 9 класс. Приложения

Учебные издания по теме

Дополнительные материалы по теме:

Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться